Home / Психология / Интервью / Вырваться из порочного круга обыденности. Как активизировать свой творческий потенциал

Вырваться из порочного круга обыденности. Как активизировать свой творческий потенциал

nauka_o_dushe 019В свое время Александр Гордон вел цикл передач «Наука о душе». Слоган этого цикла звучал так: «Для тех, кто верит психологам и для тех, кто пока не очень». Одна из этих бесед-интервью может быть весьма полезна тебе, особенно если тебя живо волнует тема. Попутно ты имеешь возможность заценить, какой А.Гордон прекрасный собеседник. И посожалеть о том, в каком формате он сейчас востребован нашим телевидением…

А.Г.: Мы все, особенно в последнее время, часто чувствуем себя белками в колесе или, как верно заметил В.В.Маяковский: «Каждый из нас по-своему лошадь, все мы, товарищи, немножко лошади». Очень часто человек чувствует себя не просто загнанным, но загнанным в какой-то магический круг. Вот разорвать этот круг, надеюсь, нам поможет С.Ю.Ключников, директор Центра практической психологии, академик Российской академии естественных наук, автор более 25 книг по психологии. И поговорим мы как раз о том, как понять, что ты попал в этот замкнутый круг, что жизнь твоя не меняется, несмотря на то что время идет вперед, и как из этого круга попытаться вырваться. Вообще, возможно ли это… Симптоматика. Как мне, простому человеку, определить, что при иллюзии движения я все равно мечусь по кругу?

С.К.: Есть очень четкий индикатор правильности движения: это твое внутреннее самочувствие, состояние гармонии и удовлетворенности. В общем, если оно есть, то наверно, движение правильное, хотя этого недостаточно, есть еще и другие разные факторы, которые это показывают. Но вот чувство неудовлетворенности – это первый показатель. Второй момент – это неудачи в делах, которые начинают сыпаться, которые начинают ускользать от нас, недостигнутые цели и опять-таки чувство внутренней неудовлетворенности. Затем – ощущение ухода удачи, сокращение круга друзей, знакомых, или наоборот, появление такого количества лишних знакомых, которые поедают и время и энергию – это тоже, в общем, показатель того, что мы двигаемся не туда.

А.Г.: Странным образом вы сейчас описали симптоматику, которая близка не только мне, но думаю, и подавляющей части наших с вами сограждан. То ли время такое, то ли уж очень широко вы захватили. Неужели бывают люди, которые действительно целиком удовлетворены своей жизнью, у которых все ладится и которые чувствуют, что удача их не оставила? Я таких последнее время не встречал.

nauka_o_dushe 023С.К.: Таких людей действительно мало, потому что то время, в которое мы живем – оно очень трудное время, оно давит, оно прессует нас. Но тем не менее, такие люди есть, и это люди очень сбалансированные внутренне. А когда мы находимся в этом заколдованном круге большого времени, назовем его кризисом, то требуется такой очень хороший внутренний баланс. Представим себе, например, советское время. Люди обладали достаточным количеством умений, чтобы адаптироваться к этому времени, их сознание было устроено примерно в гармонии. Они могли ехать на этом автомобиле, так сказать. Пришла перестройка, время поменялось, и большое количество людей внутренне не смогли и принять эту ситуацию, и вписаться в нее, перестроиться и тем более получить удовлетворение. Какая-то часть из них провалилась навсегда, какая-то провалилась на время, но потом прошло лет 7-8-10, и люди как-то адаптировались, более-менее научились жить и даже извлекать удовольствие. Сейчас снова все перевернулось, наступил кризис, и для того чтобы оседлать этого коня, справиться с более серьезными нагрузками, требуется еще большая внутренняя адаптация. То есть требуется быть внутренне устойчивым, позитивным, умение правильно мыслить и так далее.

А.Г.: Слушайте, неужели возможно получить удовольствие от игры, правила которой постоянно меняются? Ведь наша эпоха, она тем и характеризуется. Что мы с вами только научимся играть в шашки, как вдруг нам объявляют, что – извините ребята, — это уже карты. Мы переходим на новый уровень понимания, что с нами играют в карты, а это уже, оказывается, и шахматы, а то и бильярд какой-нибудь. Где ж найти ресурсы такие, чтобы оставаться в этом изменчивом мире неизменно сбалансированным и гармоничным?

С.К.: Ну ресурсы, конечно, нужно найти в себе, нужно получить определенный ключ доступа туда. То есть некие техники, некую правильную стратегию обращения со своим внутренним миром. В этом случае мы не только играем в ту игру, которая навязана нам; мы в этой игре начинаем тренировать себя. Вот если человек проникнется этой доминантой, что он внутренне растет, что он совершенствуется, и такую задачу решает, и такую трудность побеждает – тогда рождается чувство азарта и вдохновения. Ну конечно, важно не просто играть в карты постоянно, важно что-то делать. Ощущение смысла, позитивности, полезности – это тоже трудно в наше время, потому что многие вещи, связанные с интеллектуальной деятельностью, с творческой, духовной – они как бы невостребованны.

Вот если человек сумел занять нишу, сумел опереться на самого себя, точнее говоря, на высшее начало в себе, свое внутреннее ядро, — конечно, он получает от этого большое удовлетворение, а то, что человеческие ресурсы беспредельны… Я вот часто привожу такой пример: если выразить межнейронные связи в мозгу количественно и написать их на ленте, то эта лента 17,5 тысяч раз обнимет расстояние между Землей и Луной. Фантастика, да? А мы вот в пределах 2,5 – 3 программ живем и действуем. Конечно, это неправильно. Если человек задействовал вот эти факторы, то ему будет гораздо легче.

Это не значит, что ему будет всегда хорошо, некое такое примитивное удовольствие получать от жизни, не париться и так далее. Париться-то он будет, но как в хорошей бане…

А.Г.: Итак, мы с вами ответили на вопрос, что с нами происходит, ответили на вопрос: зачем менять это состояние, пора пришла ответить на вопрос: как это сделать?

С.К.: Прежде всего надо понять, что мы едем не в ту сторону. Во-вторых, по-настоящему изменить что-то во внешней жизни можно, только приблизившись к себе истинному. То есть если мы на автомобиле разогнались очень быстро и сразу остановимся, то могут быть проблемы. Надо немножко сбавить скорость, посмотреть на себя, изучить себя. Есть на эту тему очень богатые практики самонаблюдения, самоисследования: это необязательно копание и рефлексия, а тотальное видение себя. Своего тела, мыслей, эмоций, решений, которые переходят в поступки – и реакций внешнего мира на наши поступки. То есть обратная связь, потому что не все люди способны учиться и делать выводы из тех ударов или порой поглаживаний, которые посылает нам внешний мир. Затем нужно собрать свои ресурсы, направить свое внимание на то, что в большей степени соответствует нашей природе, нашим талантам, нашей задаче жизненной и сверхзадаче.

А.Г.: А если, извините, это противоречит сложившейся жизни: грубо говоря, семье, месту жизни, способу зарабатывания денег, занятиям… Если ты вдруг понимаешь, что изменения, которые надо в себе произвести – они не эволюционные, они революционные. Как на это решиться?

С.К.: Ну, тут зависит от того потенциала, того запаса жизненных сил, да и от возраста в каком-то смысле, хотя меняться никогда не поздно. Лев Толстой взял в 80 лет и выучил греческий язык, научился кататься на велосипеде, например…

А.Г.: Но мы помним, чем он закончил.

С.К.: Ну да, да, но тем не менее, жизнь интересная была. Постоянно себя менял, кстати говоря. Так вот, надо понять, до какой степени мы готовы себя изменить. Можно революционно себя изменить и получить, с большим риском, но тем не менее какую-то долю счастья. Хотя метафизический риск, он всегда остается. А с другой стороны, возможны эволюционные, плавные изменения, когда человек привносит что-то одно, потом другое, третье… В принципе, чтобы перейти в новое состояние, нужно параллельно делать несколько дел. То есть полезно поддерживать себя в хорошей физической форме, полезно окружить себя позитивными эмоциональными впечатлениями, загрузить свой ум хорошей пищей. Изнутри научиться управлять течением эмоций и мыслей, что самое непростое. Для того чтобы, скажем, избавиться от отрицательных эмоций, важно уметь смотреть на них со стороны, отступая внутрь, не отождествляться с ними. Потому что когда возникает некая отрицательная эмоция, она как черная туча или черная воронка втягивает человека в себя, и человек уже начинает мыслить и ощущать исходя из нее. Он думает, что такая беспросветность будет и всегда, а на самом деле это временный этап, жизнь волнообразна, и если человек сумеет все-таки переждать и не отождествиться с ним, не давать ему энергию своего Я, отрицательные эмоции уходят. А взамен приходит спокойствие, позитивные какие-то чувства. Есть целые серьезные практики и на Востоке, и на Западе, и в религиях, и в эзотерических учениях, и в современной психологии, новейших разработках для современного человека – можно их применять и использовать. Для этого не нужно обязательно уходить куда-то в гималайский ашрам, хотя там тоже интересно, мне приходилось бывать. Но важно найти вот это чувство вдохновения и потока. Американский психолог Чиксентмихайи, автор теории потока провел исследование, согласно которому люди, у которых что-то получается в профессии – там и хирурги, и спортсмены, и ученые, и журналисты – они могут уловить вот это состояние вдохновения для себя, и в их жизни такие пиковые переживания всегда были. И вот если научиться их продлять, ставить себя в такую ситуацию, что твои способности востребованы, тогда это непрекращающееся вдохновение может длиться очень долго. Правда, иногда бывает так, что художник месяцами писал картину, и ему было страшно интересно вносить какие-то детали, мазки, а потом когда написал, забросил ее в чулан и уже интерес потерял. Это больше для России характерно, в Америке все-таки, как правило, все продается. Так вот нужно найти свою картину, которую мы создаем. Когда было произведено исследование людей, добившихся успеха в разных областях, то выяснилось, что все они четко осознавали, что они хотят, создавали яркий образ этого, помещали этот образ на воображаемой линии жизни на каком-то расстоянии, намечали этапы пути, и мысленно каждый день как бы входили в эту цель, идентифицировались с ней и дорисовывали эту картину. Но это должно быть реалистическое дорисовывание, а не образ Канар каких-нибудь и так далее, который рисовали многие начинающие бизнесмены. Или творческий человек начинает делить шкуру неубитого медведя, в то время как надо ловить сам поток, сам процесс.

Вот когда этот образ создан, человеку уже легче будет повернуться назад и с высоты достигнутой цели, как бы с берега той реки посмотреть на свою сегодняшнюю реальность и увидеть, а где же он находится. И потом уже вернувшись сюда, исходя из этой мечты, что-то подкорректировать и подправить. И вот такие частые мысленные всматривания в эту цель, вживание в свой совершенный образ, который будет управлять будущей ситуацией, дает очень хороший толчок, чтобы человек что-то делал. То есть преодолевается зазор между мыслью и действием. Не мечтает как Обломов, а действует. В России бы надо объединить Обломова и Штольца. Хорошая фантазия Обломова и деятельный ум Штольца – вот из этого, может, что-то получится.

А.Г.: Может, получится, а может и нет, потому что вы сейчас приводили в пример, но их способность поймать вот эту волну, движуху, и их действия обусловлены все-таки талантом. А талант – вещь, ох, извините, непредсказуемая. Талант может остановиться на достигнутом, он может быть не тем, каким мерещится, талант может быть депрессивным, в конце концов, мы знаем огромное количество примеров тому. Талант и реализация его может приводить к таким фрустрациям, когда прежняя жизнь, даже в замкнутом кругу, она покажется раем по сравнению с тем жутким адом сомнений, который возникает по достижении цели. То есть я говорю, что вряд ли это применимо к каждому человеку. Или все-таки есть рецепты?

С.К.: Я думаю, что у каждого человека есть все-таки своя линия таланта, своя востребованность, свое ощущение незаменимости. Конечно, если брать богему и творческий андерграунд, то понятно, что это люди несбалансированные, и их последующие негативные поступки, может быть, как раз являются платой за несбалансированность таланта. То есть такое сложное равновесие. А для обычного человека, который как правило более сбалансирован, то есть у него нет таких взлетов и падений, а есть некая золотая середина. Но можно находиться в нижней точке этой середины, а можно в высшей точке. И важно все время тренировать себя в завершении позитивных планов. Потому что когда длительное время человек строил какие-то планы, начинал, а потом у него не получалось и бросал – это как бы разрыв внутренней спирали. Когда таких спиралей (гештальтов) накапливается много, человек ощущает громадное чувство неудовлетворенности, стресс, фрустрацию, Будда это называл страданием… Важно все-таки, чтобы человек старался доводить до конца то, что он начал. Потому что само по себе завершение приводит к чувству контроля и власти над собой, а это чувство очень серьезное, это высшая форма позитива. Почему йоги ощущают блаженство – потому что они полностью, всеми ресурсами своими владеют, хотя бы на уровне своего состояния.

Читай продолжение во второй части.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.