С развалом Советского Союза и с упразднением статусов «октябренок» и «пионер» практически все школы отменили обязательное ношение школьной формы. Однако сегодня многие добровольно возвращаются к системе единообразных костюмов для класса или школы. Таким образом, идея униформы в школе реабилитирована. Ее сторонники говорят о психологическом комфорте детей из семей с невысоким уровнем достатка, ведь в униформе все равны, к тому же это дисциплинирует. Противники убеждают, что одинаковая одежда вредна, губит в детях индивидуальность, а пошив может иногда обходиться недешево. Кроме того, уравнительное воспитание сейчас не в моде, а психологи говорят об индивидуальном подходе к каждому.
История школьного костюма в России началась в середине XIX века, когда была принята система гражданских мундиров. В то время Российская Империя многое заимствовала у Англии, коснулось это и одежды для учебы. Чуть позже ввели обязательную униформу для женских гимназий. Школьную форму гимназистам нужно было носить не только во время занятий, а постоянно. Она символизировала принадлежность к верхним слоям общества, ведь позволить себе отдать сына в гимназию мог не каждый. Мальчики носили костюм темный и строгий, напоминающий военную форму. Для девочек шили черные платья с плиссированными юбками и белые фартучки.
После революции униформу отменили. Вновь ее ввели в советских школах лишь после Великой Отечественной войны. Постепенно меняясь, в 70-е годы форменная одежда для школы стала выглядеть так, как мы привыкли ее видеть: синий костюм для мальчиков, коричневое платье для девочек.
Во многих странах по всему миру школьная униформа в обязательном порядке существует и сегодня, например, в Англии и Японии. Носить ее престижно и почетно. Также и многие бывшие английские колонии оставили ношение единообразного костюма. Чаще всего в униформе прослеживаются фирменные цвета того или иного учебного заведения, и тогда одежда становится его визитной карточкой. Японская школьная одежда у девочек уже стала практически именем нарицательным и является часто копируемым образом: короткая плиссированная юбка плюс матроска.
В современной школе униформа должна быть не унылой и однообразной, а яркой и удобной. В идеале, в создании ее должны быть задействованы и ученики, и родители, и учителя. Если комплект будет состоять из нескольких частей, которые можно комбинировать и сочетать с аксессуарами, это не только не будет подавлять индивидуальность, но и повлияет на развитие творческого мышления.