Какие только типологии мы не изобретаем, чтобы помочь друг другу разобраться в тайнах отдельно взятой мужской личности! Придумываем названия, сравниваем, анализируем… Ведь порой стоит отнести мужчину к определенному типу, как становится значительно ясней, что от него ждать, да и стоит ли связываться, прежде чем ждать чего-то. Любая типология предполагает сравнение, а сравнение образно. Чтобы выяснить, до какой степени вы разные или, наоборот, похожие, иногда имеет смысл провести параллель с миром фауны. Почему бы не с птицами?
Конечно, получившиеся у меня «пернатые» типажи не охватывают всех мужчин. Но я постаралась выделить тех, о ком очень хотелось порассуждать. Итак.
Павлин
Что такое птица павлин? В моем представлении это крупная курица с красивым хвостом и незаурядным самомнением. Видимо, какая-то связь между наличием непрактичных причиндалов и чувством собственного достоинства существует. Недаром с такой важностью держат себя именно самцы павлинов, ведь богатых хвостов у самок нет…
Интересы мужчины-«павлина» тоже вполне сопоставимы с интересами его прототипа. Павлин хочет: жить в комфорте, красоваться и не обременять себя ничьими претензиями. (Спросите у любой очевидицы, что будет, если неосторожно приблизиться к павлину и попросить у него перышко).
Именно за такую жизненную позицию павлина, как ни странно, и ценят все, кто посвящает себя гламуру и роскоши. В самом деле, если абстрагироваться от идеи служения, то в измученном сознании современного человека обнаружится мечта о красоте ради красоты, творчестве ради возможности покрасоваться, комфорте ради возможности ничего не делать, душевном покое как следствии равнодушного презрения к ближним… Впрочем, павлин как условно-независимая птица все-таки предпочитает наличие кормушки и кондиционной самки, а значит, право ближних на жизнь готов признать.
Но поскольку я уже сравнила павлина с курицей, то самца павлина смело могу сравнить с петухом. И тому и другому важней всего осознание своей исключительности, которую любая самка обязана признавать сходу, раз и навсегда.
Как вы понимаете, с этим у современного павлина бывают проблемы. Самки нынче пошли такие, что и «хвост» себе способны нарастить, и развернуть его перед кем угодно, деморализовав и нанеся ущерб самоуверенности самца. Отсюда и еще одно неотъемлемое «павлинье» свойство: таких самцов интересует только молодняк. Если девушка зарекомендовала себя как личность, обремененная жизненным опытом, то в понимании павлина она – б\у и некондиционный товар. Беспокойства не оберешься, а где восхищение? Где благодарность и почтительность? Словом, от нее одни проблемы. А у женщин не должно быть проблем, кроме одной: удержаться в зоне благосклонного внимания. И главное достоинство: исчезать по первому требованию.
Если вы с этим императивом согласны, добро пожаловать в павлиньи кущи! Если нет – ну что же, будем искать…
Орел
Орел – это птица, которую человеку не понять, но на которую многие хотели бы быть похожими. Стоит только задрать голову и представить себе одинокое свободное парение в небесах, как от суетности реальной жизни тоска берет. К тому же орел – спокойный и расчетливый хищник, сам себе добытчик. Скажите, наслаждение наблюдать перед телевизором, как эта птица выслеживает и хватает свою будущую еду! Не про запас и не от скуки, а по потребностям. О чем он думает в остальное время, неведомо, но настроение в небесах у него нормальное. Именно такое, какое для нас на земле непостижимо.
Именно про мужской тип «орел» можно смело сказать: «Птица высокого полета». Ведь для ощущения масштаба личности неважно, какой у этой самой личности годовой доход, насколько он «упакован» расхожими атрибутами успешности и о каких «высоких материях» способен рассуждать. Неважно, хотя и имеет значение. Бедный, живущий с родителями, нереализованный в профессии мужчина – не орел, как говорится, по любому, хоть бы и написал несколько философских трактатов о жизни.
Орел в женском понимании – это ярко выраженный альфа-самец, и когда женщина такого видит, то просто чувствует, кто перед ней и подсознательно готова отдать ему пальму первенства во всем. Конечно, по факту она может и ошибиться. Но организм свой не обманешь, в чем-то важном он все равно умней, и если организм подсказывает: «Внимание!», то к нему стоит прислушаться.
Не сделаю открытия, если скажу, что для любящей женщины ее избранник – самый лучший в мире. Если это не так, то это не любовь. Иными словами, наделить мужчину качествами «орла» способна любая из нас. История знает много примеров, когда именно женщина служила толчком к судьбе «высокого полета» своего избранника. Просто вовремя почувствовала и не поленилась вдохновлять и помогать.
Другое дело что, как всем известно, орлы летают в одиночку. Посвятить жизнь «орлу» — значит быть готовой на любые жертвы. За это, собственно, женщин и прославляют. Однако не всегда ценят. И если в глубине души вы мечтаете не о событиях и страстях, а о простом семейном счастье, отношения с «орлом» сулят вам много страданий. А если вы сами по себе незаурядная личность – что ж, научитесь летать! Ведь орлы бывают и женского рода.
Городской воробей
Конечно, если не задумываться, то первой ассоциацией с городской птицей будет голубь. Но голубя однажды назначили птицей мира, отдельно взятый голубь кроток и жалобен, поэтому здесь мы оставим его в покое. Что же касается воробьев, то все не так просто. Однажды мы стояли с подругой на остановке, и я наблюдала, как она крошит булку голубям, попутно отгоняя воробьев. На мой вопрос, чем ей малые не угодили, подруга ответила коротко: «А не люблю я их».
Свое отношение она пояснила, после чего я при случае задумалась: каков мужчина, похожий на воробья? Внешние данные я, конечно, в расчет не беру, поскольку всем известно, насколько внешность обманчива. Воробей – прежде всего существо стаи. То есть, по нашему говоря, не мыслит свою жизнь без социализации в среде себе подобных. Это диктует образ жизни, при котором не он решает, что делать, какими моральными принципами руководствоваться, что предпочитать и на что претендовать. Это решается в коллективе само собой. А какие у коллектива интересы? Быть, обслуживать самих себя и удовлетворять основные инстинкты. Если применить такие интересы к человеку, то получится тип обывателя. Если присмотреться к обывателю и отметить, что он готов заботиться о себе за счет другого, то возникнет характеристика «жлоб».
А какие могут быть отношения со жлобом? Если ваши интересы по жизни сходятся, то вы составляете пару и живете так, как привыкли. С учетом того, что жлобская социализация не предполагает высокого полета, верности, творческих планов и пр. Если такой способ существования вам претит, но вы еще не поняли, с кем имеете дело, то присмотритесь к мужчине повнимательней: круг общения, темы разговоров, его суждения о том о сем, что он любит, о чем мечтает и как его мечты соотносятся с тем, что он делает для их реализации.
Самая серьезная проверка – на то, что он считает значимым для себя. Если в ходе ее выяснится, что он ничего не ценит и не воспринимает всерьез, кроме угрозы его благополучию, то сделайте необходимые выводы. Конечно, каждый из нас думает в первую очередь о себе. Но для кого-то «я» — это сложный созидательный микрокосмос, а для кого-то – не больше чем «я» в предлагаемых обстоятельствах: комплекс инстинктов, бытовых задач, желания урвать по-быстрому и поскорей расслабиться, чтобы не загружать голову. Таких тоже кто-то любит. Только не моя подруга, с которой по сути я совершенно согласна.
Певчий дрозд
«Вы слыхали, как поют дрозды?» — вопрошалось в одной песне советских времен. Лично я, вероятно, слыхала, сумасшедших эмоций не получила, хотя вопрос запомнила на всю жизнь. Как и фильм Отара Иоселиани «Жил певчий дрозд», ставший эпитафией целому поколению, чья молодость пришлась на 70-е. Однако, если вы сейчас посмотрите картину, то убедитесь, что в сущности ничего не изменилось, и типаж главного героя мы повсеместно встречаем на жизненном пути.
«Певчий дрозд», как и другие птицы семейства дроздовых, относится к отряду воробьиных. Но все же этот мужской тип выгодно отличается от «городских воробьев», и прежде всего тем, что его в жизни интересует нечто большее. «Певческий дар» его может проявляться в чем угодно: по сути, это способности, которыми он явно наделен. А когда человек способный, это поневоле влияет на качество его натуры. Он сам ждет от себя большего, чем предлагают обстоятельства, мучительно задумываясь о возможности реализовать задуманное. Саморефлексия – уже признак интеллигентности, а мы все же предпочитаем иметь дело с интеллигентными людьми.
Однако в отсутствие мощного внутреннего стержня это прекрасное свойство оборачивается мягкотелостью, невозможностью сосредоточиться на главном, неумением отказать себе и другим. «Дрозд» с готовностью реагирует на все, что отвлекает его от всего, имеющего главную ценность: от любви, от самореализации, от суровых вопросов самому себе. Безотказный участник компаний, друг всем, не друг никому, бесконечный временщик, не осознающий своего подлинного места в жизни. Именно про такого хочется сказать голосом Ноны Мордюковой: «Хороший ты мужик, но не орел!» Не желая, чтобы он вдруг стал орлом, потому что изменить суть человека невозможно, но горестно отмечая, что посвящать такому жизнь – значит прожить ее впустую.
Однако к чести «дрозда» надо сказать, что для него не все потеряно. Ведь дрозд умеет не только петь и порхать – он может быть прекрасным семьянином и душевным другом. И если ему повезет, то все в его жизни по большому счету может состояться. Ведь недаром говорят, что судьбоносная встреча – это везение. На то мы и люди, чтобы верить в судьбу.
Суть моих размышлений сводится, вероятно, к тому, что гармоничные отношения возможны с тем, кто тебе ровня. Это чувствуют и счастливые семьи, и ищущие одиночки. И если абстрагироваться от социальных стереотипов, то сравнение с миром фауны дает возможность некоего озарения на тему, почему какие-то отношения продолжительны, а какие-то обречены. Ну не могут ужиться птицы разного полета, разных повадок, разного жизненного ареала! И наоборот: всякая птица видит «свою» издалека и даже с закрытыми глазами. Природа умна. Все, что в наших силах – это у нее учиться.