Лично я уверена в том, что музой как не рождаются, так и не становятся по собственному желанию. Это всё ярлыки. Но то, что кто-то из женщин способен подключать других к неким энергетическим потокам и служить им источником вдохновения, а кто-то нет, глупо отрицать. Поэтому в главе «Муза» книги «Ты лучше» я применила старую привычку всё раскладывать по полочкам и позволила себе классифицировать женщин-муз по признакам, которые кажутся мне любопытными. Чтобы вызвать твой интерес, публикую небольшой отрывок, посвященный музе демонического типа.
Можно смело сказать, что в нашей сегодняшней реальности это очень распространенный тип. Чтобы его проиллюстрировать, приведу цитату из рассказа «Демоническая женщина» Надежды Тэффи:
«Общественное положение демоническая женщина может занимать самое разнообразное, но большею частью она — актриса.
Иногда просто разведенная жена.
Но всегда у неё есть какая-то тайна, какой-то не то надрыв, не то разрыв, о котором нельзя говорить, которого никто не знает и не должен знать.
— К чему?
У неё подняты брови трагическими запятыми и полуопущены глаза.
Кавалеру, провожающему ее с бала и ведущему томную беседу об эстетической эротике с точки зрения эротического эстета, она вдруг говорит, вздрагивая всеми перьями на шляпе:
— Едем в церковь, дорогой мой, едем в церковь, скорее, скорее, скорее. Я хочу молиться и рыдать, пока еще не взошла заря.
Церковь ночью заперта.
Любезный кавалер предлагает рыдать прямо на паперти, но «она» уже угасла. Она знает, что она проклята, что спасенья нет, и покорно склоняет голову, уткнув нос в меховой шарф.
— К чему?»
Надо сказать, что лично я по жизни встречала немало подобных «роковух». Гораздо больше, чем муз или даже женщин, способных к самостоятельному творчеству. Признаться, я и сама, случалось, вела себя похоже. Однако Господь уберёг меня сделать подобное поведение образом жизни. При малейшей попытке вести себя как femme fatale я так получала по кочану мешалкой, что оставалось только раскаиваться и уверять: «Я больше так не буду!» Впрочем, у каждого свой путь.
Что более всего характерно для музы демонического образца? Ну конечно, самовлюблённость! Сама по себе она может обладать магическим свойством: если женщина очень уж уверена в своих чарах, при этом неглупа и вращается в обществе восприимчивых людей, то её уверенность обязательно транслируется и достигает своих целей. Встречались мне «роковухи» и «демоницы» другого толка, в чьей жизни нет этих необходимых составляющих, эти женщины были по-своему интересны, но муз среди них я что-то не видела.
Хороша или плоха самоуверенность как таковая? Не берусь судить вообще, могу только в частности. С одной стороны, в наших реалиях без неё никакой карьеры не сделать. С другой стороны, неслучайно в русском языке уверенность в себе и самоуверенность — это разные понятия. Первое – как бы светлое, второе – как бы тёмное, если этими категориями мыслить, а я именно этим сейчас и занимаюсь.
Следовательно, если ты четко можешь ответить на вопросы, кто ты такая, чем ты занимаешься и чего хочешь достичь – то ты уверена в себе, иди и живи свою жизнь. А если на эти же вопросы ты отвечаешь туманно (ну потому что сама не знаешь ответов, хотя и не признаёшься), при этом обладаешь чертами человека «из мира искусства» и не обременяешь себя сколь-нибудь внятными моральными принципами, то ты интересная самоуверенная особа. Эдакий орешек, попробуй тебя расколи!
Если тебе повезёт, то на тебя сядет бабочка воображения какого-то художника. Он создаст что-то, навеянное общением с тобой, и при соответствующих пиар-усилиях дело сделано: о тебе заговорят и обязательно найдутся люди, почитающие тебя как музу. Но тебя-то это может и не устроить. «Демонических» муз всегда видно по тому, как они всегда будто высовываются из-за спины художника, стремясь обрести не меньшую славу, чем он. А за счет чего? Своей богемности, поведения, которое служит пищей для пересудов, поступков, которые сводят художника с ума, ввергают его в запой и т.д. А он думает: вот и хорошо, спасибо тебе за мои переживания, вот уж ты дала мне импульс…
Там, где демоническая муза, всегда страсть. А страсть – основа творчества. Она может обретать самые разные формы – от лирического волнения до ярости, но художника без страсти не существует. Художник – это тот, у которого стоит на эту жизнь в самых разных её проявлениях. Посмотри, например, картины известных и любимых своих режиссеров и проследи: когда у него стоит, а когда уже перестало. Исключения бывают, есть могучие старцы, но их творчество, к сожалению, не меняет общей клинической картины.
Я неслучайно проговариваю важные для меня мысли в пассаже, посвященном демонической музе. Ведь если вернуться к началу главы, то, согласно греческой мифологии, музы могут быть очень жестоки, исполняя волю Зевса. А согласно наблюдениям и размышлениям над ними, художник сам себя наказывает. За то, что неверно трактовал, не по той дорожке пошел, не Бога слушал, а Мамону, не всеобъемлющей страсти подчинялся, а в свои мелкие страстишки уходил… А кто стоял за его спиной? Демоническая муза! Полномочный представитель Демона в его судьбе.
И тут мы переходим к щекотливой и интересной теме: хорош или плох Демон, который, похоже, постоянно обретается рядом с художником или, во всяком случае, норовит вовремя послать ему своего представителя? (А что это так, думаю, ни один образованный человек не станет отрицать). Печальный Демон, дух изгнанья… Ой не знаю. Думаю, что он настолько давно живёт среди людей, что и сам не знает, зло он им несет или благо. Да и женщины, которые вольно или невольно становятся его проводниками в этом мире, а уж тем более музами для кого-то, наверняка и сами понятия не имеют.
Мужчина всегда (с удовольствием или без) поведётся на то, на что женщина его сподвигает. Но не идёт у меня из головы миф об Адаме и Еве. «Женщина любит чёрта», как я где-то прочитала и забыть не могу. Потому что чёрт – тот единственный, кто без разговоров принимает её сторону и вступает с ней в диалог «на равных». А творческие женщины верят и саморефлексии: «Чёрт же дернул меня…» Конечно, это не надо понимать буквально, но иметь в виду нелишне. Когда мы говорим о «части той силы, что вечно хочет зла, но вечно совершает благо», неважно, какое слово мы будем использовать. И я бы не стала уверенно рассуждать о том, какого происхождения то вдохновение, которое рождается в художнике. Более того, меня это не очень-то и волнует. Это только ограниченные и оголтелые люди могут кричать, что это произведение вписывается в их представления о хорошем и правильном, а это не вписывается, потому оно – плохое, анафеме его надо предать. Мы же с тобой не для оголтелых. Мы для мыслящих.
Другое дело, когда в популярную прозу, кинематограф и другие виды современного искусства проникает даже не демоническая сила, а элементёры, лярвы и прочая зловредная шваль. Я, знаешь ли, в ходе жизни и учёбы много чего читала и видела. Но то, что я читаю и вижу сегодня, укрепляет меня в мысли, что там не то что Бог – никакая муза не ночевала и не посещала. Это мёртвое пространство, в котором копошатся производители и потребители бабла. Там нет НИЧЕГО, то есть даже те дерзкие и ко всему привыкшие демоны, которые подзуживали художников хоть на какую-то полемику, хоть на какое-то внятное высказывание относительно того, что Господь завещал жить не так и не за тем, почувствовали скуку.
Мнение женщин, которые были реальными «демоническими музами» в жизни творцов, я очень хотела бы по этому вопросу услышать. Я даже предполагаю, что каждая из них бы сказала. А может, они мои музы и есть, раз я так увлеченно пишу о вещах, о которых нечасто задумываюсь в повседневности? Так может, не так уж они и плохи, демонические-то музы, раз я их ценю, и их мнение представляется мне необходимым для комментария к тому, что происходит?
Ну конечно, они не плохи и не хороши. Одного я от них жажду: чтобы были умны. И желательно красивы. И желательно, страстно любили и были любимы. Всё остальное для меня значения не имеет.
По ссылке ты можешь ознакомиться с содержанием и купить книгу «Ты лучше»
Валентина Мовилло