Home / Психология / Интервью / Вырваться из порочного круга обыденности. Как активизировать свой творческий потенциал. Часть вторая

Вырваться из порочного круга обыденности. Как активизировать свой творческий потенциал. Часть вторая

Продолжение беседы Александра Гордона с Сергеем Ключниковым. Начало в первой части.

nauka_o_dushe 083А.Г.: Хорошо. Предположим, человек осознал свое бедственное положение вот в этом движении по кругу, понял, что он не получает от жизни удовольствия, что он несчастен, что он не нужен. Он пошел дальше, попытался анализировать и представил себе, как было бы хорошо на его месте то-то и то-то, создал себе некий сценарий, ушел от негатива, перевел себя в позитивное движение вперед… И, вот вы говорите, чтоб не было незавершенного гештальта – вдруг посередине делания он понял, что это ошибка. Что ему не стоило выбираться из своего домика, что мир ужасен, непредсказуем, пугающ, никакого баланса не получается, а наоборот – это действие вывело его из того, пусть унылого, пусть хрупкого, но гарантированного и безопасного существования. Что тогда, вы посоветуете ему все равно идти до конца?

С.К.: Нет, если человек твердо убедился, что он едет к краю пропасти, конечно, надо останавливаться и отъезжать. То есть ошибки всегда есть и будут, даже у продвинутых и тренированных людей, поэтому всегда есть возможность отъехать назад и начать заново. У человека достаточно богатый в этом смысле ресурс. Но иногда можно и попробовать поиграть в такое сражение с судьбой и с обстоятельствами, посмотреть, потому что человек может, как говорится, на крыльях над бездной пролететь.

А.Г.: Или грохнуться все-таки.

nauka_o_dushe 027С.К.: Или грохнуться, и лучше не рисковать, если не чувствуешь в себе ощущения полета. Поэтому риск – это такая вещь, которую нужно постепенно как бы вводить в свое существование, в свою систему тренировки жизненной. В книгах, которые пишу, я как раз описываю свои примеры, как мне приходилось и с внешними трудностями и с внутренними бороться. Конечно, мы ленивы, нелюбопытны, и это тоже факт. Почему-то у нас чувство удовольствия ассоциируется со сладкой ленью и с койкой, а вот сама необходимость встать и двигаться, да еще подыматься куда-то в гору ассоциируется с чем-то неприятным. Но если поменять это местами, например, твердо сказать себе, что лежание на постели – это некий отстой, который ведет в тупик, а движение, богатое переживаниями, даже несмотря на то что оно требует напряжения – это самый смак, цимес жизни. Если так себе сказать и убедить в этом и свое тело, и свои эмоции, и свое сознание, все существо – тогда жизнь все-таки меняется.

А.Г.: Наверное, да. А какие вы практики все-таки предпочитаете? С каких вы начинали, и какие оцениваете выше всего сегодня?

С.К.: Я оцениваю выше всего практику осознанности и самонаблюдение. Причем воспитание в себе непрерывной осознанности: вначале это трудно, так же как в бизнесе, когда тратишь энергию, а потом она начинает все-таки приносить… То есть это сознательное направление внимания на самого себя или на поставленные цели. Затем очень важна практика энергетического восстановления – это умение дышать, умение останавливать мысли и умение направлять свои силы, свой вектор внимания на те объекты, которые несут в себе эту энергию.

А.Г.: То есть это йога?

С.К.: Это не только йога, это духовная практика, можно назвать это сверхсознанием, универсальным наблюдателем, если говорить на языке квантовой психологии, духом, ядром, ресурсами – то есть тем, что есть над нами и внутри нас, присутствие чего мы очень хорошо чувствуем. И что, между прочим, постоянно посылает нам сигналы. Либо, если мы живем не так, то посылается сигнал неудовлетворенности или угрызений совести, а если мы правильно живем, то идет такой поглаживающий луч, то есть вдохновение, приподнятость – некий знак такой, он иногда даже внешне может быть послан. Затем практика рождения вот этих креативных образов, умение постоянно смотреть на свою цель, тренировка мускулов воли. Очень важно также включение интуиции, потому что нельзя свою жизнь превращать в абсолютно запланированный успех, то есть должно оставаться что-то непредсказуемое, тайное, о котором говорят все мистики и творцы и которое, собственно, дает жизни интерес. Ведь когда мы знаем соль анекдота, то это уже неинтересно. Мы до конца не знаем, как это получится, но должно в принципе получиться. Потом очень важно пробуждение в себе состояния энтузиазма, радости, вдохновения. Это обращение к своему эмоциональному опыту, к своей глубинной памяти, можно просуммировать все свои победы. Мы почему-то так устроены, что вспоминаем чаще всего свои неудачи. Они постоянно у нас присутствуют в сознании и диктуют такой сценарий, что не получится, что скорее всего будет то же самое. Мы же многократно побеждали и добивались, но почему-то это остается в небрежении. Практик на самом деле очень много, у меня в книгах их более 300 описано, но достаточно 5-6 хорошо овладеть.

А.Г.: Сколько нужно времени, чтобы хорошо овладеть 5-6 практиками?

С.К.: Ну, если сравнить с вождением автомобиля, то более или менее научиться управлять этими практиками так, чтобы просто ездить – это 3-4 месяца по 15-20 минут. И они уже встраиваются в сознание и начинают работать. Ну а чтоб стать Шумахером – надо как бы да…

А.Г.: Когда мы говорим о чем говорим, меня не покидает ощущение, что это применимо к отдельно взятому человеку, который живет на необитаемом острове. Но человек-то живет в окружении других людей, которые при всем даже уважении и любви к нему все равно оказывают огромное сопротивление любым изменениям, которые происходят в этом человеке. Потому что они привыкли к тому, что есть, верно?

С.К.: Вы абсолютно правы. Кастанеда об этом говорил, поэтому он даже предлагал стереть личную историю, взять себе другое имя, например, и так далее. Мы же знаем, что он, уже будучи всемирно известным писателем, чтоб победить в себе чувство собственной важности, работал почти год в мексиканском ресторане, сносил побои и оскорбления, даже хотел часто рассекретиться, но все-таки преодолел это. Конечно, враги человека – домашние его, сказал Спаситель. Это надо правильно понимать, но довольно часто они выступают в роли противников изменений. Здесь надо постараться их обратить в своих союзников, Может быть, с теми людьми, которые возле нас находятся и наиболее активно нам мешают, постараться общаться пореже. Если есть неизбежный момент – это надо принять и пытаться понять, что они находятся на своем уровне и выдают те реакции, на которые они способны. Они на большее не способны.

А.Г.: То есть нужно сделать их предсказуемыми для себя.

С.К.: В каком-то смысле конечно да. Если какой-то хам, например, на нас периодически орет, срывается – ну он по-другому не может. Так же как злая собака лает на нас – у нее вся система горловых связок заточена на лай, поэтому на заборе и вешают надпись. Ну что сделаешь, такой мир!

А.Г.: Да, и нечего драться с березой, которая тебя ткнула сучком. Обойди ее и иди дальше.

С.К.: Конечно. И надо собрать в своем окружении тех, кто тебе приятен, является единомышленником и кто помогает двигаться. Очень важно, мне кажется, в России сейчас объединение позитивных людей, которые хотят что-то сделать, что-то изменить. Но для этого надо личный ресурс сохранить. Многие люди неспособны участвовать в какой-то общественной жизни страны, потому что они спеклись уже, и сил у них нет никаких.

А.Г.: Ну что, уважаемые господа, выводы делать вам. Если вы обнаружили в себе признаки этой вселенской усталости и замкнутого круга, никто не обещает вам, что вы будете счастливы. Но никто вам в этой жизни и вот этого несчастья не обещал. Поэтому похоже, что если и не все, то что-то точно в наших руках.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.