Каждая женщина знает, в чем ее слабое место – будь то курносый нос, недостаточно длинные ноги и парочка лишних килограммов. Как показывает американская статистика, примерно 90 % женщин на планете недовольны своим телом. О недостатках в собственной внешности мы думаем в среднем каждые 15 минут. Это даже чаще, чем мужчины помышляют о сексе. Но иногда одержимость собственной внешностью может стать серьезной проблемой – для себя и окружающих. Любовь Румянцева рассуждает о том, как не перейти грань разумного в погоне за красотой.
Птица говорун
Когда я училась в институте, то не могла выйти из дома, не накрасив ресницы. Мне казалось, что только несколько взмахов тушью способны сделать из безглазого чудовища человека. При этом замечу, что ресницы у меня от природы темные и длинные. Но в тот момент я могла воспринимать себя только накрашенной, а мой естественный вид вызывал отвращение. Еще меня бесил целлюлит на бедрах. Новый молодой человек, неосторожно пригласивший меня в аквапарк на свидание, так никогда и не узнал о том, что в тот момент я серьезно раздумывала, не бросить ли его, чтобы он не увидел мою «страшную попу». Тогда я устроила себе курс экспресс-приседаний: три дня = тысяча раз. Это не спасло положения, но боль в мышцах отвлекла от панического разглядывания себя в зеркале.
Всерьез избавиться от зацикленности на недостатках собственной внешности мне помогла полугодовая стажировка в Германии. Среди немецких студенток, которые практически не использовали косметику, носили джинсы с кроссовками и не стеснялись своих лишних килограммов, я чувствовала себя королевой. Зачем краситься, худеть и носить каблуки, если немецкие мужчины вокруг постоянно убеждают тебя в том, что ты красавица? Эту уверенность в собственной неотразимости я привезла домой, в Россию, и до сих пор считаю ее моим лучшим «немецким» приобретением, куда более важным, чем знание языка или основы западной журналистики.
Но не всем моим подругам так повезло. Например, с Алисой мы избегаем встречаться в кафе — любой прием пищи в ее присутствии превращается в каторгу. Она постоянно говорит о лишнем весе, калориях и новых диетах. «Сегодня у меня разгрузочный день, потому что вчера я поправилась на 200 грамм», первое, что она сообщает при встрече, поэтому вместо запланированного китайского ресторана мы идем в вегетарианское кафе и уныло хрустим листьями салата. «Чтобы отработать этот чизкейк, тебе придется бегать на беговой дорожке как минимум километр», — сурово произносит подруга, инспектируя мою тарелку. «Я жарю только на масле гхи и на кокосовом, они менее вредные при нагревании», мельком замечает Алиса, приходя в гости. При этих словах я одной трясущейся рукой прячу брусок жирного сливочного масла в дальний угол холодильника, а второй вбиваю в поисковике слово «гхи», чтобы не ударить в грязь лицом при дальнейшем разговоре.
Что самое удивительное — бесконечные, выматывающие душу разговоры о диетах и спорте в Алисином случае так и остаются пустым звуком в вечности. Она так и остается при своих лишних килограммах — сказав 100 раз слово «похудение», ты не потратишь больше калорий, чем произнеся слово «шоколад».
На самом деле разговаривать о проблеме, вместо того чтобы ее решать, стандартная защитная реакция. «Если человека не устраивает его фигура, то у него есть два пути, — считает клинический психолог-психотерапевт Ольга Голосова. — Одни начинают меняться: диеты, спорт, массажи, операции. У других не хватает силы воли или мотивации для реальных изменений. Девушка не может перестать есть сладкое, но она может говорить о том, что сладкое очень вредно. Она вербально соответствует желательному социальному поведению и нынешнему стандарту красоты, показывает, что она «в теме». Правда, есть и подвох — от таких разговоров девушка нервничает, ведь в глубине души она понимает, что от болтовни не похудеешь. Стресс «заедается» сладостями, от них снова растет вес, что вызывает еще большую панику. Получается замкнутый круг».
Всех румяней и белее
Недовольство своей фигурой — самый распространенный, но не единственный пример одержимости собственной внешностью. Еще одна моя подруга в свои 30 лет уверена, что ее лицо покрыто морщинами. Каждый божий день Таня благодарит изобретателя ботокса, который спас ее от неминуемого позора, — ведь без спасительных инъекций ее лоб, «как у шарпея», «глубочайшие» носогубные складки и уродливые «гусиные лапки» возле глаз было бы невозможно скрыть.
Таня потратила на ботокс половину отложенных на отпуск сбережений, но каково же было ее удивление, когда никто из ее друзей не заметил особой разницы между «было» и «стало». Кстати, сама она опытным глазом видит мельчайшие мимические морщинки у всех своих подруг, тыкает в них пальцем и призывает воспользоваться услугами косметолога, «пока не поздно».
В советское время профессиональных средств от морщин еще не было, но желание хорошо выглядеть не отличалось от нашего. Бабушка рассказывала мне про свою коллегу, эффектную молодую женщину. Ее мужа отправили работать в Чехию (редкая в те годы удача!). Он прислал ей вызов, но она упорно отказывалась к нему ехать. После долгих разговоров выяснилось, что женщину… не устраивает ее гардероб! Носить свои платья на работу она могла, но «отправиться в этом старье в Европу?!» Никогда! Соскучившийся муж даже обещал встретить ее с поезда на такси и тут же отвезти в магазин, чтобы купить все, что ее душе угодно. Но даже такой вариант женщину не устроил, и она так никуда и не выбралась.
Кстати, зацикленность на внешности далеко не всегда означает бесконечный поиск недостатков. В Инстаграме знакомая девушка по имени Соня каждый день сообщает миру, насколько она прекрасна. И в этом ракурсе, и в другом. Как эффектно сверкают ее волосы на солнце; как безумно идет эта оправа очков и короткие юбки; а до чего прелестный получился маникюр! А чтобы оценить, как Соня садится на шпагат, встает на мостик и качает кубики пресса на животе, не хватит и тысячи лайков! Чего стоит только фирменный тэг #фанатаммоейпопы! (Попа и правда у нее хороша.)
Подобная знакомая есть в ленте у каждой из нас. Вы восхищаетесь ее красотой и гибкостью, но ошибаетесь, если думаете, что Соня уверена в себе так, как пытается показать. Как-то при личной встрече она рассказала, что у нее были очень тяжелые отношения с родителями после развода — они долго не могли решить, у кого будет жить младшая дочь, «перекидываясь» Соней, как мячиком в теннисе. Строптивый характер девочки не раз заставлял маму говорить, что « вообще-то она хотела сделать аборт, но папа настоял на втором ребенке». Неудивительно, что спустя 30 лет эта красавица каждый день доказывает миру свое право на жизнь, собирая под своими фотографиями максимальное количество лайков.
В тюрьме своего тела
Где грань разумного в стремлении хорошо выглядеть? От одержимости собственной внешностью страдают не только женщины, но и мужчины. Недавний случай в Санкт-Петербурге, когда недовольный результатом пациент застрелил своего пластического хирурга, это доказывает.
«В данном случае это уже психическое расстройство дисморфофобня / дисморфомания, — говорит Ольга Голосова. — Когда человек видит в зеркале отнюдь не то, что там на самом деле отражается. В советское время каждого потенциального пациента пластического хирурга сначала отправляли на консультацию к психиатру, чтобы тот оценил душевное состояние человека. Если он страдает от дисморфофобни, то «исправленный» нос не спасет его от ненависти к своему телу. Человек либо сочтет, что нос стал еще хуже, либо станет со свежими силами злиться на свои уши, ноги, брови, шею…» По словам психолога, корни недовольства собой стоит искать очень глубоко в ядре своей личности, в отношении к себе самому. Есть даже простой тест, позволяющий определить, не переросло ли желание хорошо выглядеть в болезненную стадию: нужно нарисовать фигуру человечка и отмстить красной точкой, где прячется мое «я» в этом рисунке.
«Люди, живущие в ладу со своим физическим телом, скорее всего, поставят точку в районе сердца, объясняет Ольга Голосова. — Если точку рисуют где-то на периферии, а то и вовсе вне фигурки, то это тревожный симптом: человек не воспринимает себя и свое тело как одно гармоничное целое. Если ловите себя на мысли, что моя прекрасная душа или ум заперты в этом мерзком (толстом, уродливом) теле, как в клетке, — это тоже признак, что ваша одержимость собственной внешностью вышла за рамки нормы. Еще полезно честно ответить себе на вопросы «Что я ценю в себе?» и «Что я в себе отвергаю?» Если большая часть своих физических данных окажется в списке «отвергнутого», то это говорит о серьезных проблемах».
Откуда берутся эти проблемы? Как ни банально, чаще всего защищенность на внешности родом из детства. Обычно такую «свинью», сами того не ведая, ребенку подкладывают родители. «Ну почему ты такая тупая?», «Во что ты вырядилась, смотреть страшно!», «Вот у Кати красивая коса, а у тебя крысиный хвост», «Зачем я тебя родила?», «Как же ты меня достала». «Выглядишь, как чучело»… Фразы, брошенные в сердцах мамой и папой, могут аукнуться ребенку через десятки лет.
«Ребенок создает представление о самом себе через оценку окружающих, — объясняет Ольга Голосова. — Родители — это зеркало, в котором дети видят отражение себя. Поэтому если близкие люди говорят, что ребенок некрасив, неумен и неудачен, то это становится его глубоким убеждением. Такая болезненная информация быстро вытесняется из сознания, но навсегда остается внутри». Эта бомба замедленного действия может дремать в подсознании людей годами, а взорваться в какой-то стрессовый момент. Например, в подростковом возрасте, когда человек впервые задается вопросами отношения к самому себе и самооценки, а кто-то из сверстников уничижительно отзывается о его внешности.
«В таком случае есть два пути,— считает психолог. — Первый — это так называемая гиперкомпенсация, когда девушка в знак протеста решает: «Это я красавица, а вы все уроды». Второй путь — признать, что окружающие «лучше знают», и стараться изменить свою внешность таким образом, чтобы соответствовать их понятиям о красоте. Этот вариант безнадежен, потому что вы навсегда передаете контроль над своей самооценкой другим людям и будете до потери пульса стараться им угодить».
Одержимость своей внешностью может проснуться не только у подростка, но и у взрослой женщины после какой-то эмоциональной травмы. Например, развода. «Брошенная жена сразу же решает, что мужчина ушел от нее, потому что она недостаточно стройная, ухоженная, потому что у соперницы грудь на размер больше и зубы ровнее, — говорит Ольга Голосова. — Отвергнутые женщины бросаются к косметологам, диетологам и пластическим хирургам, хотя у разводов есть тысяча причин и внешность жены занимает далеко не такое важное место, как это принято считать».
Как самого себя
Что же делать женщине, которая понимает, что ее вечные разговоры о диете или страх выйти на улицу без туши на ресницах мешают ей наслаждаться жизнью? Самый распространенный ответ — научиться любить себя. Эго легко сказать, но совсем не просто сделать.
«Полезно проанализировать свою нелюбовь к себе, — советует Ольга Голосова. — Какие слова вы говорите себе в минуты злобы или отчаяния? «Жирная корова» или «чучело»? Задумайтесь, ваши ли это слова или их кто-то «вложил» вам в голову много лет назад? Очень эффективная практика — «вернуться» в прошлое, в свое детство, проигрывать травмирующие сюжеты еще раз, изменяя концовку, предстаньте себя любимой дочерью, которую все хвалят и одобряют. Можно еще написать письмо своему внутреннему ребенку, рассказать, как вы его любите». Если проблемы серьезные, то лучше их решать с психотерапевтом.
Многие девушки возражают: полюбить себя это прекрасно, но ведь жир с боков от этого никуда не денется! «Люди, с уважением и любовью относящиеся к своему телу, не станут переедать или есть на ночь сладкое, но не из-за страха плохо выглядеть. Просто они ценят свое здоровье и хотят хорошо себя чувствовать, — считает психолог. — Они пойдут в тренажерный зал или на йогу не чтобы заслужить одобрение окружающих, а чтобы сделать приятное своему организму — ведь во время тренировок вырабатывается гормон удовольствия. И поверьте, научиться любить себя — это очень сложный процесс. Для того, кто с ним справится, похудение покажется элементарной задачей».