В нашем обществе еды много, иногда слишком много, и обходимся мы с ней по-разному. Расстройства пищевого поведения встречаются сегодня все чаще. Большинство психотерапевтов полагают, что это симптоматическое поведение, попытка приспособиться к реальности и воздействовать на семейные процессы, которые кажутся неуправляемыми. Как распознать сигналы тревоги? Объяснения системного семейного терапевта, специалиста по пищевым расстройствам Риммы Максимовой.
АНОРЕКСИЯ
Что это. Болезнь полного холодильника: в психоанализе он символизирует мать, первый источник пищи в нашей жизни. Анорексия часто развивается у девушек-подростков как реакция на кризис в семье, на развод родителей, особенно если нет контакта с матерью. Контроль над телом становится бессознательной попыткой выйти из хаоса. Возможно также, что ребенок получает выгоду от болезни в виде внимания родителей. Бывает, что анорексия дочери сплачивала родителей, лишая их времени для ссор, или заставила одного из родителей избавиться от пристрастия к алкоголю.
Кто страдает. Эталоны красоты вынуждают подростков худеть, чтобы нравиться противоположному полу. Проблема молодеет, девушки начинают прибегать к способу контроля своего веса через отказ от еды и голодания. В основном анорексия проявляется в возрасте от 10 до 14 лет у девочек, мальчики заболевают примерно в четыре раза реже.
Однако анорексии подвержены и девушки постарше. Чаще это чувствительные натуры с низкой самооценкой, эмоционально реагирующие на трудности, несмотря на внешнее благополучие. Для них контроль над весом — способ уменьшить свою эмоциональность и избегать стресса. Отказываясь от еды, они отказываются и от удовольствия, доставляемого едой, создают своего рода защитный панцирь, не позволяющий чувствовать голод. Постепенно эта тенденция распространяется и на другие области жизни, где можно получать удовольствие, исчезают партнерские отношения, сужается круг общения.
Когда начинать беспокоиться. Сами больные не замечают своей болезни, поэтому беспокоиться стоит их близким, если они наблюдают следующие пять признаков:
1. Диета без цели. Диета предполагает цель – сбросить лишний вес. Когда цель достигнута, диета заканчивается. Если же родственник перестает есть без какой-либо цели, это тревожный сигнал. Подросток на диете обычно жалуется на ограничения в еде. Анорексик не жалуется – голодание вызывает у него эйфорию.
2. Сортировка продуктов. Употребление низкокалорийных продуктов, отказ от жира и сахара, долгое тщательное пережевывание. Анорексик следит, чтобы продукты не смешивались и не прикасались друг к другу.
3. Гиперактивность. Анорексик занимается спортом, доводя себя почти до изнеможения, и при этом замкнут, у него нет интереса к миру.
4. Желание очиститься. Больной пьет очень много воды – до 6 литров в день, может использовать слабительные, клизмы и мочегонные средства. Симптом анорексии – желание надолго уединяться в туалете.
5. Суперконтроль. Контролировать питание многим трудно, а анорексики чувствуют свою исключительность: им это удается лучше всех.
Что делать. Анорексия в 10% случаев закачивается смертельным исходом, поэтому обращение к психиатру необходимо. Но анорексия — семейный симптом, который стабилизирует ситуацию, и после выздоровления есть опасность возврата к прежней модели поведения, поэтому полезной будет помощь семейного психолога.
БУЛИМИЯ
Что это. Неконтролируемое обжорство, поедание всего, независимо от вкуса. Страдающий булимией утрачивает естественные чувства голода и насыщения, пытаясь заполнить пищей невыносимое чувство пустоты внутри. Булимия как симптом может символизировать наказание матери, которая воспринимается как недостаточно внимательная; наказание себя за какие-то свои желания; булимия со рвотой может указывать на невозможность «переваривать» некие межличностные отношения.
Кто страдает. Булимия возникает у 9 из 10 девушек с анорексией. Они начинают есть все подряд и снова набирают вес. Бывают и такие случаи, когда полные люди перестают обращать внимание на свой вес, и тогда только проблемы со здоровьем могут привести их к врачу. Булимия может возникнуть, когда взрослые дети начинают жить отдельно: женщины, посвятившие себя семье, теряют смысл жизни, и еда становится их утешением.
Когда начинать беспокоиться. Если есть проблемы с лишним весом. В случае эпизодов обжорства дважды в неделю или чаще в течение последних трех месяцев.
Что делать. Обратиться за помощью к психиатрам и психотерапевтам, квалифицированно работающим с пищевыми расстройствами.
КОМПУЛЬСИВНОЕ ПЕРЕЕДАНИЕ
Что это. Те же вспышки яростного обжорства, что и при булимии, но больные не вызывают у себя рвоту. Каждый раз, когда возникает тревога, пища заглушает ее; питание не связано ни с телесным голодом, ни с чувством насыщения. Переедание может быть вызвано бессознательным страхом перед сексуальными отношениями или отражать детский страх голодной смерти. Еда не приносит удовольствия, наоборот, возникает чувство вины за невозможность удержаться. После обжорства наступает период воздержания как компенсация за переедание.
Кто страдает. Те, кто болезненно переживает свою полноту, реальную или мнимую. Тревожные люди, которые чувствуют, что теряют контроль над своей жизнью. У них нередки депрессии и бессонница.
Когда начинать беспокоиться. Если кризисы случаются раз в неделю в течение пол у года. Что делать. Позаботиться о своем внутреннем ребенке, научиться принимать себя. Помнить, что каждое ограничение в пище готовит срыв. При необходимости обратиться к специалисту.
Что делать. Позаботиться о своем внутреннем ребенке, научиться принимать себя. Помнить, что каждое ограничение в пище готовит срыв. При необходимости обратиться к специалисту.
ОРТОРЕКСИЯ
Что это. Навязчивое стремление питаться правильно, «нездоровая фиксация на чем-то изначально здоровом», как определил ее врач Стивен Братман (Steven Bratman).
Кто страдает. Орторексия не признана заболеванием. Но число имеющих фиксацию на здоровом питании оценивается в 6,9% от обследованных, и, возможно, их количество растет.
Когда начинать беспокоиться. Когда мысли о еде приходят часто и без связи с приемом пищи, становятся способом оценки других людей.
Что делать. Признать проблему: иногда этого достаточно. Стивену Брагману, который пережил период фиксации на здоровой пище, помог здравый смысл: однажды он осознал, что руководства по правильному питанию противоречат друг другу: сладкое нельзя, но мед полезен; яйца — прекрасный источник белка, любой животный белок — это яд, и так далее. Осознание того, что он следует противоречивой философии, поставило его на путь выздоровления. Но иногда предстоит разобраться в причинах, вызвавших навязчивые идеи.