Home / Мужчина и женщина / Мужское мнение: «Девочки, жалейте мальчиков»

Мужское мнение: «Девочки, жалейте мальчиков»

93416542_f3c33d27afca00a8113bb6e8505Приходит однажды первобытный мужчина с не слишком-то удачной охоты. Уставший, исцарапанный, помятый. Бедро за собой волочит, конечно, но хиленькое, одни жилы, на суп разве что. Отваливает входной камень, а там супруга с подружками огромную грудинку динозавра, самолично добытую, печет и хохочет задорно. Хочет мужик от стыда повеситься на тетиве от лука, но тут жена из пещеры выходит, по голове гладит и говорит: “Да ладно, что ты, всякое бывает, не расстраивайся. Пойдем поедим лучше”. Потому что взаимовыручка, поддержка, равенство и братство. Выдуманные?
На текущий момент у психологов и социологов есть реальные поводы бить тревогу: сильная половина человечества в кризисе. Жизнь требует от мужчин слишком многого, дальше, тем им страшнее. Нам с тобой стоит знать, каково это – быть мужчиной, с мужской точки зрения. Читай статью, которую написал Олег Боричев.

С раннего детства мы из самых разных источников получаем и впитываем гендерные модели поведения. Со слов родителей, бабушек с дедушками и из их же действий, из кино и литературы, из истории и биологии, из реальных и выдуманных примеров. И у этого информационного потока, несмотря на всю его разноформатность, есть очевидная генеральная линия, восходящая к тем самым пещерным людям: мужчина — воин, охотник, добытчик, а женщина — хранительница очага, зависимый член пары, нуждающийся в защите и опеке.
С веками мировой и годами любой личной истории эти поведенческие паттерны обрастают дополнительными установками. “За девочкой надо носить портфель”. “Мальчики не плачут”. “Как за каменной стеной” и прочее там “не служил — не мужик”, и несть им числа. Суть проста: будь мачо, будь альфа-самцом, не ной, не жалуйся, рви, кусай, грызи жизнь зубами, и тогда тонконогая красотка тебя полюбит и будет ждать каждый вечер у камина, чтобы восхищенно слушать по-мужски скупые на эпитеты и хвастовство рассказы об очередных подвигах.

С другого ракурса

При этом стоит вспомнить, что образ добытчика мамонтов скорее поп-культурный, чем исторический. Ученые же однозначно говорят, что собирательство, добыча плодов и фруктов, традиционно лежавшие на плечах женщин вместе с благоустройством костерка, воспитанием детей и тысячей других необходимых действий, приносили к общему очагу весомую, а в плохие для охотников времена подавляющую часть пропитания. И точно нельзя упускать из виду, что последние века, полные мирных революций (от технологических до сексуальных), естественным, но плохо проговоренным образом внесли в распределение ролей свои коррективы.
Борьба с социальным неравенством отобрала исключительное право ходить за драконами у привилегированных классов. Борьба с половым неравенством постепенно делает женщин участницами абсолютно всех процессов: рабочих, политических, культурных — любых (автор не испытывает иллюзий по поводу достигнутого равенства, но искренне верит, что мы на правильном пути). В конце-то концов, мы пережили метросексуалов и дожили до слогана “Smart is sexy”. То есть за добычей теперь можно ходить с калькулятором и в модных штанах.
В итоге многие современные мужчины живут с взаимоисключающими установками в голове. С одной стороны, ты все еще настраиваешь сам себя на роль добытчика, с другой — в борьбе за мамонта конкурируешь почти со всем населением земного шара, включая нередко собственную супругу. Ты все еще стремишься кроли «сильного», но твоя слабая женщина запросто может зарабатывать больше тебя. Ты все еще примеряешь роль альфы, но это только в восемнадцать легко видеть себя рок-героем и плейбоем, а сколько мачизма в должности менеджера по продажам?

Мужские слезы

Социологи Японии заметили пугающую тенденцию последнего десятилетия: мужчины под сорок из среднего класса выходят утром из дома и пропадают на пару лет. Появившись снова, виновато объясняют, что больше не могли вынести давления на работе, в семье, среди друзей — то есть в обществе. Впрочем, подобные сигналы приходят из самых разных точек планеты. В цивилизованных странах ползет вверх уровень суицидальных наклонностей среди взрослых мужчин. Разрастается явление «добровольного затворничества». Кризис среднего возраста мутировал из “я не сделал ничего великого, поэтому куплю красную спортивную машину и закручу роман со студенткой” в “я вообще не понимаю, сделал ли хоть что-нибудь, справляться со всем этим больше нет сил, да пошло оно”.

В детстве я видел фильм, в котором потерявший работу герой каждый день вставал с постели, одевался, выходил из дома и шел в зоопарк, где с восьми до пяти смотрел на зверей и ел мороженое — жена о безработном статусе супруга не имела понятия. Что еще было в том кино, не помню, да и этот эпизод всплыл из дальних уголков памяти лишь потому, что пару лет назад за седьмой рюмкой недорогой водки товарищ детства признался ровно в том же самом. Его уволили из-за кризиса, и несколько месяцев он боялся рассказать об этом жене, а жили они на накопления и взятый моим другом в период увольнения кредит. “Ты что, совсем офигел?” – спросил я. И тогда он пояснил, чего именно боялся — упасть в глазах любимой с пьедестала “настоящего мужчины”.
Немного подумав, я понял, о чем он. У меня тоже был период, когда я очень долго и мучительно искал работу. И хотя жена никогда не попрекала меня куском хлеба, более жуткого времени для моего эго в жизни не было, более несчастным я не чувствовал себя, даже когда мы развелись (по совершенно другим причинам). Признаваться в этом стыдно и страшно. Особенно потому, что мужской эгоизм в такие моменты прет изо всех щелей и мешает понять очевидное: именно любимая женщина может помочь тебе в подобной ситуации как никто другой. И это на самом деле не так уж сложно.

1. Шашечки или ехать

Внутричерепная ролевая путаница — удел всего цивилизованного мира, а не только мужской его части. Поэтому первое, что стоит сделать даме, твердо решившей помогать своему избраннику, -определиться, кем хочется быть и какую играть пьесу. Примерять образ запуганной овечки, боевой подруги, равноправного финансового компаньона или какой-то еще. Причем сделать это имеет смысл чуть ли не до начала серьезных отношений, а потом — явно или неявно обозначить свою роль. Показать, чего может ждать мужчина в ситуации экстремального психологического давления или срыва. Дать понять, надо ли ему храбриться и надувать щеки или можно вздохнуть, обняться и просто помолчать.

2. Управление ожиданиями

Подзаголовок, безусловно, выглядит так, будто перекочевал сюда из аналитической статьи о финансовом прогнозировании, но речь примерно о том же — о честном планировании и справедливой оценке рисков. Все просто. Отношения — это всегда система сдержек и противовесов, достижение компромисса, бесконечное приключение в поисках мифической золотой середины. Конечно, вступая в брак, оба участника вправе ожидать друг от друга чего-то подразумевающегося негласным протоколом о намерениях. Но важно с самого начала не целить на звезды с неба, если избранник не космонавт. Грубо говоря, очаровавшись известным в узких кругах молодым писателем, нелепо рассчитывать на появление трехэтажного дома в элитном жилом комплексе через два года совместной жизни.

3. Подстегивающий запрос

При этом нельзя ожидать ничего вообще или делать вид, что не ожидаешь. Мужчина, от которого женщина совсем не требует подвигов, ленится, хиреет, зарастает жиром, пылью и тоской. Важно дать понять, что свершения нужны, но целиться лишь немного выше возможностей момента. Да, звучит до тупого просто — радоваться тому, что есть, и просить то, что реально получить уже завтра. Ну и пусть это выглядит как мотивирующая морковка перед запряженным в тележку кроликом. Мужчине необходимо преодолевать себя ради любимой женщины. Только преодоление должно быть реальным. На пределе сил, но не фантастическим.

4. Да, поговорить

Невозможно, наверное, найти статью об отношениях, в которой нет такого совета: говорите. И даже заглавными буквами: ГОВОРИТЕ. Доводящая до тошноты популярность этой рекомендации обусловлена ее важностью. Что не проговорено, того нет. Нельзя представлять, что думает другой человек. Как бы вы ни любили друг друга, чтение мыслей всегда останется недостижимым навыком. Интерес к делам и чаяниям другого останется ничем, если не будет вербализирован. Как прошел день? Что получилось? Что не вышло? И это ведь правда гораздо интереснее вечернего сериала или лишних двадцати страниц книжки перед сном.

5. Плечо

Подрядчик подвел, заказчик истерит, начальник грозится лишить премии, машину увезли на штраф-стоянку, ноутбук сгорел, телефон глючит… Можно продолжать, но, короче, у всех бывают катастрофически неудачные дни. И в такие времена нет ничего нужнее возможности войти домой и обнять свою женщину, проглотив собственные слезы. Ни друзья за кружкой, ни родственники по телефону, никто и никогда не поможет мужчине простить себя за неудачи так легко и быстро, как любимая дама — одними-единственными объятиями. “Милая, я ни в чем не виноват, но прости меня за всех за них, если не ты, то кто же?”

6. Кнут и пряник

Мотивационную систему премирований и наказаний выдумали далеко не идиоты. Несбалансированная сладкая патока любви и поддержки ослабляет защитные функции и отнюдь не помогает держать себя в тонусе. Здоровая и осторожная критика мужских решений закаляет и стимулирует. Мы же как дети: если давать только конфеты, то рано или поздно проблемы с кариесом и аллергией сведут на нет все премируемые сладким достижения. Сомнение — жизнь, бездумная и беспрерывная похвала — смерть. Смерть целеполагания, направленного движения, а в конечном итоге и всех отношений. Одно но: нельзя критиковать публично. Твердое “нет” скандалам при друзьях, детях и родственниках. Прилюдного унижения мужчина, скорее всего, не простит.

7. Зрячая вера

Я знаком с девушкой, которая, желая помочь избраннику в его бизнес-начинаниях, пошла в банк, сняла со счета почти миллион рублей, который десятилетие копила на первый ипотечный взнос, и отдала мужчине на гастрономический стартап. На дворе бушевал экономический кризис, плохо продуманный бизнес не взлетел, пара разошлась, а миллиона рублей и предполагавшейся за ним квартиры нет и больше не будет. Это простая быль о том. Что всему есть предел, и если вы оба в чем-то плохо понимаете, то, вероятно, лучше будет запросить консультацию у профессионалов, чем бездумно кидаться в море любовного доверия. И речь не только о деньгах.

8. Небезусловное принятие

“Мне очень трудно уважать отца. Все было хорошо до моих двенадцати-тринадцати. Но едва я начала что-то в жизни понимать, вдруг выяснилось, что образ доброго балующего папы, который всегда рядом, имеет обратную сторону. А именно — его тунеядство и жуткую усталость матери. Он всегда был такой типа вольный художник, творческий и так далее. Мама ему это разрешала и в итоге всю жизнь вкалывала как лошадь, чтобы содержать и мужа, и нас с сестрой”. Я не уверен, что надо как-то дополнительно расшифровывать эту неприятно царапающую цитату. Мужчины, не будьте такими! Женщины, не позволяйте нам!

Жить вообще довольно страшно. Особенно сегодня, когда под влиянием никак не зависящих от тебя обстоятельств можно за полгода потерять все, чего добивался последнее десятилетие. И чуть ли не единственное, что позволяет не опускать руки и не исчезать в тумане, подобно усталому японцу с кризисом среднего возраста, — это вера в то, что, когда любимая женщина спрашивает, как дела на работе и вообще, ей действительно интересно. Милые, пожалуйста, не забывайте спрашивать. Хотя бы иногда. И тогда мы порвем весь мир. Ну или хотя бы не расплачемся. Остался там от динозавра вашего маленький вкусный кусочек, а?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.