Тренер с доставкой на дом — не выдумка писателей-фантастов, а правда жизни. Жизни, в которой больше нет места лени, одышке и недовольству собой. Был бы интернет, а еще желание и самодисциплина. Обозреватель журнала ELLE Ирина Кузьмичева взвесила за и против онлайн-фитнеса.
Я росла в спортивном вакууме. От московской Олимпиады мне досталась только песенка про «ласкового мишку». Попытка научить меня плавать благополучно утонула в хлорке и нежелании мерзнуть в автобусе зимним вечером ради того, чтобы побарахтаться в холодном бассейне с куском пенопласта. До школьной команды по баскетболу я буквально не доросла. Вместо карате родители отдали меня плести макраме. Кроссы я ненавидела так, что даже в институте симулировала приступы гастрита: за них вместо пяти километров трусцой назначали писать 30 листов реферата. А в семейных архивах нашлась лишь одна история про спорт. В ней фигурировал мой папа, роликовый тренажер для пресса и швы на подбородке. Я выросла, уверенная в том, что cпорт — это что-то неприятное и опасное. А значит, без него будет лучше. Лишь несколько лет назад, променяв работу в редакции на формат фриланса, я поняла, что мне элементарно не хватает движения. Времени, впрочем, тоже. Но, оглянувшись вокруг, я поняла, что мое оправдание безнадежно устарело, как и фитнесофобия.
Скачать и накачать
Сегодня фитнес-клубов не меньше, чем баров, сам Карл Лагерфельд выдал кроссовкам индульгенцию, а максимум лайков в инстаграме собирают не котики-eнотики, а селфи верхом на тренажере. Можно заниматься сексом с кем угодно или не заниматься вообще, но спортом — будь добр. Летнее помешательство на массовых марафонах и масштабных занятиях йогой в Парке Горького увяло вместе с травой на газонах. Оставив outdoor самым отчаянным, иные снова спрятались в своих двушках и студиях. Только они больше не лежат на диване, заедая новый сезон «Родины» шарлоткой, а потеют под мотивирующие возгласы тренера. Он совсем рядом. До него рукой подать. Нужно лишь скачать приложение или выбрать YouTube-канал и укреплять мышцы в компании сливок фитнес-общества. Например, обрести «ангельскую» фигуру но системе моделей Victoria’s Secret (обратите внимание на тренинги по лепке попы, как у Миранды Керр, и ног, как у Адрианы Лимы). Приседать в плие с солисткой Ныо-Йоркского балета Мэри Хелен Бауэрс, готовившей Натали Портман к «Черному лебедю». Или наконец-то освоить анантасану с гуру йоги Тарой Стайлз.
Но еще эффективнее занятия с личным тренером, правда, в формате онлайн. Виртуальные фитнес-клубы работают примерно по одной схеме. Купив абонемент (на неделю, месяц или больше), вы получаете набор услуг: видеотренировки от персонального инструктора, диету и доступ в круглосуточный чат в соцсети. Неважно, кто вы и где находитесь — проводите отпуск дикарем в джунглях, живете в глубинке вдали от фитнес-культуры или недавно стали мамой, а потому цените каждую минуту, — все это больше не препятствие на пути к ЗОЖ. Ну и никаких очередей в душ.
Онлайн-тренеры триумфально шагают по планете. Чаще всего за интернет-коучами стоят исключительные красавицы. В редких случаях красавцы. Кажется, что здесь все по-честному и без фотошопа. Складывается ощущение, что эти фитнес-боги были такими всегда и им совсем ни к чему все эти кроссфиты и пилатесы. На практике оказывается обратное: владельцы интернет-залов рекламируют свой товар лицом, точнее — телом. Взять хотя бы первопроходца российского рынка боди-лаба, основательницу петербургской Школы идеального тела #Sekta (www. sektaschool.ru) Ольгу Маркес. Вокалистка екатеринбургской группы Alai Оli прошла путь от девушки-которая-недовольна-собой до главного фитнес-тренера страны. Фото ее пресса, выложенное в инстаграм через три недели после вторых родов, нужно повесить на холодильник для вдохновения. Что многие, похоже, и сделали.
«Сектантка» и заместитель директора одной из розничных сетей 27-летняя Анна Зудина всегда была худенькой. Пока несколько лет назад не бросила курить. Заменив никотин углеводами, Аня поправилась на 13 килограммов. «Я сидела на разных диетах, была вечно голодная и злая и быстро срывалась. Покупала абонемент на фитнес за компанию с мужем-спортсменом, но мой интерес быстро пропадал. Особенно раздражали атлеты, оценивающие взглядом всех девушек. На групповые занятия сходила пару раз и поняла, что инструкторам все равно, как ты выполняешь упражнения. Минусов было больше, чем плюсов, и больше я с клубами не экспериментировала, — вспоминает Аня. — А потом я наткнулась на блог Оли Маркес, где как раз только зарождалась идея #sektaschool. Я даже не думала присоединяться — просто стало любопытно, что из этого выйдет. Прошел год, я все смотрела на фото «до и после» и не верила, что люди способны так сильно меняться всего за девять недель. Мой интерес возрастал, а отражение в зеркале все чаще намекало, что пора расставаться с бутербродами и встречаться с гантелями».
Прошлым летом Аня подала заявку на дистанционное обучение. «Оно мне подходило по деньгам. Плюс из-за графика работы не было времени ездить на тренировки в зал. Меня добавили в чат и в закрытую группу в «ВКонтакте», куда выкладываются видеотренировки. «Сектанты» скидывали в чат рецепты, дневники питания, плакались, как им хочется вкусняшек. Мне это сразу не понравилось: я не хотела делиться своими трудностями с незнакомцами. В общем, я следовала только рекомендациям по питанию, ни разу не делала домашних заданий — ворков, а через две недели сорвалась, забыв про результаты. Хоть они были неплохие за столь короткое время». Летом Аня решила дать себе и «Секте» второй шанс и вернулась, но уже на очное отделение.
И все же практика показывает (а сама Маркес подтверждает) — заочная форма пользуется гораздо большей популярностью. «На сегодняшний день у нас около 20 тысяч выпускников, из которых больше половины совершенствовались дистанционно. С помощью ворков, ежедневного анализа дневника питания и психологического состояния, а также ненавязчивой поддержки кураторов и группы изучаете принципы работы своего организма, — объясняет основательница «Секты». — Конечно, многие приходят к нам ради фотографий «до и после», но не хотят читать, анализировать непростую информацию. Здесь мы бессильны. Надеемся, что хотя бы основные принципы здорового питания (а мы разработали их с учетом программы Всемирной организации здравоохранения) останутся с человеком, и он больше не будет голодать, чтобы похудеть».
Каждый месяц в «Секту» приходят от 800 до 1500 заочников со всего мира (есть ребята из Израиля и Чехии, например). Кто-то бросает, но многие продолжают после перерыва. «Наш дистанционный формат с понедельной оплатой (1 150 рублей) позволяет вернуться на тот этап программы, на котором остановился», — добавляет Оля.
Сила есть
Пока я думала, не пополнить ли мне ряды «сектантов»-заочников, обнаружила немало похожих форматов, каждый из которых предлагал свой фунт изюма. Директор лаборатории идеального тела Body Lab Анастасия Анисимова объясняет, в чем особенность ее проекта: «У нас нет курса с определенной продолжительностью. Плюс мы добавили классы тренажерного зала и силовой тренинг. Без него увеличить объем мышц практически нереально — приседания без утяжеления никогда не помогут вам обрести круглую попу. У нас даже на домашнем обучении девочки тренируются с восьмикилограммовым бодибаром».
Получается, что, кроме оплаты обучения (2 000 рублей за неделю, 5 000 — за месяц), нужно внести в статью расходов и арсенал бодибилдера. Бессмысленно кликать на видеоурок бразильянки Наталии Мело — чемпионки Bikini Olimpia 2012, сертифицированного персонального тренера и приглашенную звезду Body Lab (wvvw. bodyl.ru), — без эластичной ленты, бодибара, подвесных петель и гантелей. То есть всего того, что априори предоставляет клиентам любой спортклуб. Впрочем, по разнообразию тренировок BodyLab не уступает офлайновым клубам — здесь есть 15 разных классов для дома и зала, различных целей и нагрузок. Четыре из них лично разработала Наталия Мело. «Я контроль-фрик и не подписалась бы под тем, к чему не имею отношения на 100 %, — говорит звезда. — Думаю, одно из главных преимуществ занятий в формате онлайн — тренер и ученик не подстраиваются под насыщенные графики друг друга. Инструктор уже все подготовил, вам осталось лишь честно выполнять его задания. Но есть и недостаток: если у виртуального тренера набралось слишком много студентов, он не сможет уделить время всем. К счастью, у BodyLab есть большая команда кураторов, поэтому ни один из семи тысяч студентов не остается без внимания».
Без внимания не осталась и 33-летняя управляющая рестораном Карина Ольшамовская. «В мои служебные обязанности входит тестирование не только новых блюд из нашего меню, но и разведка кухни конкурентов. Проще говоря, ем я много, — признается девушка. — Из-за этого я больше года не могла скинуть семь кило, набранных во время беременности. Через два месяца с «Бодилаб» я купила сразу несколько купальников моего прежнего 44-го размера и ни одного слитного, как раньше. Зачем прятать красивый рельеф?»
Исправленному верить
Последователи удачной бизнес-идеи добиваются успеха, если учитывают все недочеты конкурентов и предлагают грамотное решение. Что и сделал земляк Ольги Маркес Евгений Ломоносов — не только владелец, но и клиент собственного онлайн-клуба Just Me. Прежде чем запустить проект, он два года изучал рынок, разрабатывал программное обеспечение, тщательно выбирал специалистов. А началось все в Майами. Евгению не понравилось, что инструкторы местной качалки вместо спорта предлагают ему купить дюжину банок со стероидами. Мобильные приложения тоже не помогли — не хватало личного подхода и живого общения. Вернувшись с солнечных пляжей в отечественные реалии, Евгений приступил к реализации идеи. Так в июне этого года появился проект Just Me (www.justme.club) — первый онлайн фитнес-клуб. «Это не значит, что мы раньше остальных додумались до такого формата. Но мы точно первыми скрестили современные технологии с настоящим персональным тренингом, — гордится владелец. — В большинстве случаев подобные сервисы делят пользователей на группы по параметрам и целям, предлагая шаблонную программу. Это позволяет снизить финансовые издержки, но не оправдывает заявленный индивидуальный подход». В JustMe y клиента есть возможность самому выбрать одного из трех десятков велнес-экспертов: посмотреть визитки с фото, оценить образование специалистов, их опыт, достижения, специализацию н стоимость услуг — от 4 000 рублей в месяц. «Для тех, кто не может самостоятельно «подкрутить копчик», мы придумали следующее. Вы снимаете себя на телефон во время тренировки, отправляете видео своему эксперту (эта опция предусмотрена на сайте), а он уже вносит необходимые коррективы. К концу года мы запустим мобильное приложение с видеочатом, который позволяет консультироваться с тренером непосредственно во время выполнения приседа или планки», — рассказывает Ломоносов.
Интересуюсь у Евгения, распространяется ли персонализированный подход на питание. Оказалось, что да. «Эксперт составляет меню на неделю, с рецептами, фото, указанием КБЖУ (калорийность, количество белков, жиров и углеводов. — Прим.) и временем приема пищи. Мы учитываем все. Вы веган или у вас непереносимость лактозы? Тогда вам к нам!» Призыв услышан: в системе успело зарегистрироваться более 500 человек, из них 70 % — женщины. До #sekta еще далеко, но и она, как кубики на животе, не сразу строилась.
Ответственность сторон
Кажется, что с новыми видами фитнес-клубов со спортом подружатся все, у кого есть интернет, кроссовки и самодисциплина. Но прежде чем нажать на кнопку «Записаться», я решила узнать мнение профи из реальной жизни. Ведь даже заслуженный мастер спорта не сможет контролировать правильность выполняемых мной кульбитов, находясь по ту сторону экрана. Мои догадки подтвердила Александра Зелюнко, персональный тренер и инструктор групповых программ международного класса в федеральных фитнес-сетях Alex Fitness и Olymp: «Негативных аспектов у модного формата немного, но о них нужно знать. Во-первых, в спорте крайне важна техника. Малейшая ошибка, и результат уже не тот. Иногда угол поворота стопы кардинально меняет целевую группу мышц. Именно в этот момент важно личное присутствие тренера. Да, во многих онлайн-тренировках преподаватель четко объясняет технику, но, как показывает моя практика, иногда можно три раза повторить: «Согните ногу в коленном суставе», но, пока я не дотронусь до колена ученика, он меня не поймет. Но самое неприятное — систематические нарушения чреваты травмами».
Важно понимать, кто находится по ту сторону экрана или скрывается за приятным инстаграм-аккаунтом: действительно ли это спортсмен с необходиым образованием и опытом? «Фитнес-рынок переполнен псевдопрофессионалами, — уверена Зеленко. — Не всякий успешный спортсмен может стать грамотным тренером. Если ваш куратор сверкает на обложках журналов, это не повод доверить ему свое здоровье». Правда, на этот счет, кажется, можно не волноваться. Правильный онлайн-сервис не прячет своих специалистов, а гордо раскрывает карты, дипломы, сертификаты, резюме. Эти люди несут ответственность за клиентов. Об этом говорит и Настя Анисимова из BodyLab: «Перед стартом наши ученики заполняют анкету, в которой указывают противопоказания, пищевые аллергии. Если они несовместимы с нашей программой (например, беременность), мы вынуждены отказать или просим предоставить разрешение от лечащего врача. За все время работы школы травма была всего одна — девушка потянула руку в тренажерном зале. Мы оплатили ей посещение больницы и покупку необходимых лекарств».
Новый формат здорового образа жизни не конкурирует с привычным абонементом на фитнес (вы помните, где пылится ваш?). Каждый может попробовать и то, и другое, либо успешно совмещать оба подхода. В любом случае у диванных адептов не осталось причин для отговорок.