Лицемерное замалчивание и грубые шуточки — таков удел большинства органов пищеварения. Но чем больше ученые погружаются в устройство пищеварительного тракта и хитросплетения кишечника, тем лучше осознают, что устройство этой части человеческого организма идеально, а ее влияние на настроение и качество жизни огромно. С того момента, когда в рот тебе попадает съестное, до того, как нечто неаппетитное покинет тело, случается много интересного. Хочешь поговорить более предметно? Тогда читай и восхищайся.
● При жевании вместе со слюной появляется вещество опиорфин. Обезболивает оно мощнее, чем морфий, — поэтому ты можешь глотать что-то совсем противное или, например, очень горячее. А
еще опиорфин — по сути, антидепрессант, и, возможно, именно этот факт лежит в основе булимии. То есть, именно за счет жевания ты можешь пытаться получить кайф.
● Чтобы пережеванное продвинулось по пищеводу в сторону желудка, в работу включаются около 20 пар мышц. Некоторые из них действуют рефлекторно, другими управляет мозг, но сила их такова, что еда продвигается нужном направлении, даже если ты стоишь голове.
● На входе в желудок еду встречает своеобразный «люк» — запорный механизм. Он стимулируется при глотательном движении, затем расслабляется примерно на 8 секунд, впуская съестное, а потом снова сжимается, намекая, что можно продолжать есть.
● Желудок человек кособок не просто так. Жидкая пища сразу плюхается в его нижний отдел – там ее качество анализируют нервы-эксперты и быстро пропускают дальше. А все твердые комки распределяются вдоль длинной стенки, где их ждет измельчение.
● Мерное колыхание стенок желудка и выделение пищеварительных гормонов служат для того, чтобы превратить все съеденное в пюре, с которым потом разберутся тонкий и толстый кишечники.
● Червеобразный отросток по имени аппендикс существует не только для того, чтобы воспаляться и укладывать человека в больницу. Его роль — наблюдать за происходящим в полости кишечника и иногда даже спешить на помощь. Например, если мимо него несется пропущенный другими стражами вредоносный микроорганизм, он захватывается иммунной тканью аппендикса и погибает там (или, наоборот, побеждает, и тогда воспаленный кусочек пищеварительной системы знакомится со скальпелем). А еще в здоровом червеобразном пузыре собран цвет нации — компания полезных бактерий. Как выяснили американские исследователи, этот золотой запас играет важную роль, например, при поносе. В процессе экстренной детоксикации наружу выносится множество представителей полезной кишечной микрофлоры. Их место норовят занять патогенные бактерии, но, поскольку погибать организму неохота, в игру вступает аппендикс. Скрывавшиеся в нем микроорганизмы-помощники устремляются в толстый кишечник и занимают свободные места. И вот человек снова здоров и весел.
● 3-7 метров тонкого кишечника — самый длинный участок своей пищеварительной системы и главный пункт переваривания пищи. Здесь каша химически обрабатывается и раскладывается на мелкие элементы, которые через кровоток и лимфу отправляются к каждой клетке тела в виде чистой энергии. Если бы ты могла увидеть тонкий кишечник изнутри, то умилилась бы, словно над фото с котятами. Внутри эта трубка прекрасна: чистенькая, розовая, ничем не пахнет (хирурги никогда не врут) и приветливо машет ворсинками каждой частичке пищи. А каловые массы, если хочешь знать, встречаются только в последнем метре толстого кишечника.
● Приятно знать, что наша пищеварительная система, в отличие от некоторых, никогда не ляжет спать, если в доме бардак. Если бы через 2 часа после обеда ты могла заглянуть в свой тонкий кишечник, он встретил бы тебя розово-нежной влажной поверхностью без признаков непереваренных зернышек, случайно проглоченной пуговицы и тому подобных излишеств. Уборка начинается строго по расписанию: сначала желудок открывает запоры и выносит все, с чем не справился, в тонкий кишечник. А там рукава засучивают маленькие моторные комплексы, которые создают мощную волну, продвигающую все лишнее на выход. Собственно, урчание в животе, которое мы часто принимаем за симптом приближающейся голодной смерти, на самом деле всего лишь звук уборки.
● Последняя остановка на пути к унитазу — толстый кишечник. Хотя большая часть пищевых ресурсов переваривается в тонком кишечнике, толстый совсем не обижен своей ролью поедателя объедков. Населяющие его микроорганизмы только и ждут, когда к ним доберутся всякие жесткие волоконца, из которых они добывают необходимые для жизни человека минеральные вещества, например, кальций. Непереваренные пищевые волокна здесь прессуются, отжимаются от лишних соков и, в свое время, аккуратно выводятся во внешний мир.
● Ни в одном живом организме дефекация, то есть утилизация мусора, не проходит настолько гигиенично и совершенно, как в человеческом. Работа кишечника неостановима, но, к счастью, всегда согласована с головным мозгом. Если желание пукнуть или облегчиться застает человека в момент, который серое вещество не признает удобным для задуманного, в кишечнике срабатывают запорные механизмы. Они будут сдерживать неотвратимое как минимум до окончания романтического ужина. Однако злоупотреблять этой способностью не стоит: регулярно удерживая себя от похода в туалет, подавляя позыв за позывом в течение нескольких часов, можно повредить свой запорный механизм.
● Выражения “нутром чую” и “проглотить обиду” для современных ученых имеют прямое значение: граждане на полном серьезе называют кишечник вторым мозгом человека. Есть убедительные доказательства того, что от слаженной работы всех этих трубок и микрофлоры зависит настроение индивидуума, его вес, способность запоминать информацию и защищаться от вирусов и бактерий. Во врачебной практике лечение депрессии порой ограничивается препаратами, которые избавляют человека от запора или гастрита. Ну и главное: именно в кишечнике синтезируется множество белковых форм, имеющих прямое отношение к деятельности серого вещества. А нервных клеток в желудке и кишечнике аж 100 миллионов — больше, чем в спинном мозге. И каждая думает о тебе.