Они отстаивают свое право на независимость или жалуются, что ни с кем не встречаются. Что на самом деле движет одинокими женщинами? Каковы невысказанные причины долгого одиночества? Между декларациями и глубинными мотивами может быть большая дистанция и даже конфликт. В какой мере «одиночки» свободны в своем выборе? Два психоаналитика, Каролин Эльячефф и Ален Вальтье, женщина и мужчина, ведут диалог о женском одиночестве.
Каролин Эльячефф: Наши заявления часто не совпадают с реальными желаниями, поскольку многие желания бессознательны. И вопреки тому, что яростно отстаивают многие женщины, те, с кем я говорю, признаются, что хотели бы жить с партнером и иметь детей. Современные женщины, как, кстати, и мужчины, рассуждают в терминах парных отношений и надеются, что однажды появится кто-то, с кем они найдут общий язык.
Ален Вальтье: Согласен! Люди обустраивают одинокую жизнь за неимением лучшего. Когда женщина уходит от мужчины, она это делает потому, что не видит другого решения. Но она не предвкушает, как будет жить одна. Она выбирает уход, и результатом становится одиночество.
К. Э.: И все же некоторые женщины, которые приходят ко мне с желанием найти партнера, в процессе терапии обнаруживают, что им больше подходит жить в одиночку. Сегодня женщине легче быть одной, потому что она наслаждается полным контролем над ситуацией. Чем больше у женщины независимости, тем больше контроля и тем тяжелее ей строить отношения с партнером, поскольку для этого требуется умение выпускать власть. Нужно научиться что-то терять, еще даже не зная, что приобретешь взамен. А для современных женщин источник радости — контроль, а не взаимные уступки, необходимые для жизни с кем-то. На протяжении предыдущих веков они так мало контролировали!
А. В.: Конечно. Но на самом деле на них влияет поддержка индивидуализма в обществе и провозглашение автономии фундаментальной ценностью. Одинокие люди — огромная экономическая сила. Они записываются в фитнес-клубы, покупают книги, ходят под парусом, посещают кинотеатры. Поэтому общество заинтересовано в том, чтобы плодить одиночек. Но одиночество несет на себе неосознаваемый, однако явственный отпечаток слишком прочной связи с семьей отца и матери. И эта бессознательная связь порой не оставляет нам свободы, чтобы познакомиться с кем-то или остаться рядом с ним. Чтобы научиться жить с партнером, нужно пойти навстречу чему-то новому, то есть сделать усилие и вырваться из своей семьи.
К. Э.: Да, стоит подумать о том, насколько отношение матери к дочери влияет на поведение последней в будущем. Если мать вступает с дочерью в то, что я называю платоническими инцестными отношениями, то есть в отношения, исключающие кого-то третьего (и первым исключенным третьим становится отец), то впоследствии дочери будет трудно ввести в свою жизнь кого бы то ни было — мужчину или ребенка. Такие матери не передают дочери ни возможность построить семью, ни способность к материнству.
А. В.: Я помню пациентку, которой в детстве мать говорила: «Ты настоящая дочь своего отца!» Как она поняла в ходе психоанализа, это был упрек, ведь ее рождение заставило мать остаться с нелюбимым мужчиной. А еще она поняла, какую роль слова матери сыграли в ее одиночестве. Все ее подруги нашли себе партнеров, а она осталась одна. С другой стороны, женщины чаще задаются вопросом, что же это за приключение такое — современные отношения. Когда женщина уходит, партнеров ждет разное будущее. Тут в дело вступает социология: общество терпимей относится к мужчинам, и мужчины гораздо быстрее заводят новые отношения.
К. Э.: Свою роль играет и бессознательное. Я заметила, что, когда отношения длились много лет и потом женщина умирает, мужчина заводит новые отношения в последующие полгода. Родные возмущены: они не понимают, что он таким образом отдает дань отношениям, которые были у него перед этим и были достаточно приятными для того, чтобы у него быстро появилось желание завести новые. Мужчина верен идее семьи, тогда как женщина верна мужчине, с которым она жила.
А. В.: Женщины по-прежнему ждут прекрасного принца, в то время как для мужчин во все времена женщина была средством обмена. У него и у нее физическое и психическое играют разную роль. Мужчина ищет своего рода идеальную женщину по внешним признакам, поскольку мужское влечение стимулируется в основном внешностью. Не значит ли это, что для мужчин женщины в целом взаимозаменяемы?
К. Э.: 30 лет назад клиенты приходили к психотерапевту, потому что не могли найти кого-нибудь, чтобы жить вместе. Сегодня они приходят, чтобы попытаться спасти отношения. Пары формируются в мгновение ока, и потому логично, что существенная часть их быстро распадается. Настоящий вопрос в том, как продлить отношения. В юности девушка уезжает от родителей, начинает жить одна, учится и при желании заводит любовников. Затем она строит отношения, рожает ребенка или двух, возможно, разводится и на несколько лет остается одна. Затем она вновь выходит замуж и строит новую семью. Затем она может овдоветь, и тогда она снова живет одна. Такова сейчас жизнь женщины. Одиноких женщин не существует. И тем более одиноких мужчин. Прожить целую жизнь одному, без единой попытки отношений, — это что-то исключительное. А газетные заголовки «30-летние красавицы, юные, умные и одинокие» относятся к тем, кто еще не завел семью, но собирается это сделать, пусть и позже, чем их мамы и бабушки.
А. В.: Сегодня существуют также женщины, которые жалуются, что мужчин больше не осталось. На самом деле они всегда ждут от партнера того, что он не может дать. Они ждут любви! А я не уверен, что в семье мы находим именно это. После стольких лет практики я по-прежнему не знаю, что такое любовь, потому что мы одинаково говорим «любить зимний спорт», «любить эти ботинки» и «любить человека»! семья означает связи. И в этих связях агрессии не меньше, чем нежности. Всякая семья проходит через состояние холодной войны и должна приложить много усилий, чтобы заключить перемирие. Нужно избегать проекций, то есть приписывания партнеру тех чувств, которые бессознательно испытываете вы сами. Потому что от проецирования чувств недалеко до бросания реальными предметами. Жизнь вместе требует учиться сублимировать как нежность, так и агрессию. Когда мы осознаем свои чувства и способны признать, что партнер нас нервирует, мы не превратим это в повод для развода. Женщины с бурными отношениями и болезненным разводом за плечами заранее переживают страдания, которые могут воскреснуть, и говорят: «Больше никогда!»
К. Э.: Отказаться от проекций можно, только если мы в своих отношениях умеем в известной степени оставаться одни. Независимо оттого, живем мы с кем-то или в одиночку, необходимо уметь быть одинокими. Именно этого некоторые женщины не выносят, для них семья предполагает полное единение. «Чувствовать себя одной, когда живешь с кем-то, — ничего нет хуже», — говорят они и выбирают полное одиночество. Зачастую также у них возникает впечатление, что, заводя семью, они теряют гораздо больше, чем мужчины. Бессознательно каждая женщина носит в себе прошлое всех женщин, особенно своей матери, и в то же время она здесь и сейчас живет свою жизнь. На самом деле как для мужчин, так и для женщин важно уметь спрашивать себя, чего ты сам хочешь. Вот какие решения нам постоянно приходится принимать: рожать ребенка или нет? Оставаться одной или жить с кем-то? Остаться с партнером или уйти от него?
А. В.: Возможно, мы живем в такое время, когда расставание легче представить себе, чем построение отношений. Чтобы создать семью, нужно уметь жить одному и при этом вместе. Общество заставляет нас думать, будто вечная нехватка чего-то, свойственная человеческому роду, может исчезнуть, будто мы можем найти полное удовлетворение. Как тогда принять идею, что вся жизнь строится в одиночку и при этом встреча с кем-то себе подобным может стоить затраченных усилий, поскольку это благоприятное обстоятельство, чтобы научиться жить совместно с другим человеком, у которого есть свои особенности? Создавать отношения и строить себя — это одно и то же: именно в тесных взаимоотношениях с кем-то внутри нас что-то создается и оттачивается.
К. Э.: При условии, что мы находим достойного партнера! Женщины, для которых семья означала бы кабалу, получили новые возможности и пользуются ими. Часто это одаренные женщины, которые могут себе позволить целиком отдаться достижению социального успеха. Они задают тон и позволяют другим, менее одаренным, устремиться в пробитую брешь, даже если те не найдут там таких преимуществ. Но что в итоге — выбираем ли мы жить в одиночку или с кем-то? Я думаю, что вопрос, который по-настоящему стоит перед сегодняшними мужчинами и женщинами, — это понять, что им самим удастся сделать в той ситуации, в которой они находятся.