Лама Сопа Ринпоче — наставник и практик тибетского буддизма, ученик его святейшества
Далай-Ламы XIV, Кьябдже Триджанга Ринпоче И Ламы Йеше, сооснователь монастыря Копан в Непале и духовный лидер ФПМТ — крупнейшей буддистской общины на Западе. Ниже – его монолог от первого лица. Позволь своему сознанию воспринять и усвоить хотя бы несколько мыслей.
Мы все хотим счастья, и не только в каждый момент нашей жизни — мы хотим неизменного абсолютного счастья навсегда. Все существа, живут ли они под землёй, на земле, в воде или в воздухе, стремятся к счастью. Так же и люди: каждый занят решением своих проблем и поиском счастья. Не важно, где мы живём, к какой нации и культуре мы принадлежим, на каком языке говорим, мы хотим быть счастливыми и не иметь проблем. Это основное желание всех живых существ.
Вот почему нам нужна медитация. Медитация даёт нам мир и счастье и, что важнее, позволяет нам принести мир и счастье другим. Нам необходимо понять весь потенциал нашего ума, необходимо понять важность любящей доброты для нашего собственного счастья и счастья мира. Нам нужно научиться преобразовывать нашу ежедневную работу таким образом, чтобы она становилась причиной счастья, а не проблем, в настоящем и в будущем. Нам нужно научиться трансформировать каждый отдельно взятый опыт: здоровье и болезнь, благополучие и бедность, процесс жизни и смерти — в счастье. Таким образом мы можем сделать всё, что происходит в нашей жизни, полным смысла и ценным для нас самих и других.
И счастье, и страдание происходят из нашего ума.
Любая негативная мысль, такая как невежество, гнев, привязанность или самолелеяние, подталкивает к действию и, как при посадке семян в почву, оставляет отпечаток в ментальном континууме. Когда складываются определённые условия, этот отпечаток проявляется, и неожиданно в нашей жизни появляется проблема.
Всё хорошее в жизни: здоровье, успех и богатство — тоже происходят от отпечатков. Неожиданные позитивные изменения исходят из потенциала, появившегося в вашем уме благодаря предыдущим позитивным действиям любви, непривязанности, мудрости и бескорыстия.
Поскольку такова эволюция нашего опыта, мы можем использовать свой ум, чтобы достичь счастья и искоренить проблемы. Это основная функция медитации.
Что делать со стрессом
Множество внешних условий могут вызвать стресс: страх потерять своего партнёра из- за смерти или измены, неудача в бизнесе, потеря работы, болезнь или страх не получить желаемого человека или объект.
Когда желания сосредоточены исключительно на счастье в этой жизни, вы беспокоитесь, что не получите удовольствие, которое ищете для себя. Такой неудовлетворённый, жаждущий ум — одна из главных причин стресса.
Главный метод борьбы со стрессом — смотреть на жизнь скорее позитивно, чем негативно. Позитивный взгляд на свои проблемы уже сам по себе медитация, трансформирующая ум в состояние счастья. Рассматривая преимущества своих проблем, вы освобождаете свой скованный, встревоженный ум и расслабляетесь в сердце.
Другой подход — медитировать, что вы испытываете проблемы от лица других. Думайте: «Я переживаю эту проблему от лица других существ. Вместо того, чтобы позволить бесчисленному количеству людей испытывать это, я один возьму все эти проблемы на себя, чтобы освободить от них других людей». Переживание проблемы таким образом сохраняет ваш ум счастливым и приносит пользу другим.
Есть особая медитация на любящей доброте и сострадании, в которой вы отдаёте всё: ваше тело, ваше счастье — другим, и с великим состраданием берёте на себя все проблемы, в частности и те проблемы, которые испытываете сами.
Помните, что вы испытываете стресс, когда пытаетесь выполнить слишком много дел одновременно. Когда вы не можете со всем справиться, ваш ум теряет гибкость.
Поэтому из всего списка дел сначала выбирайте то, что наиболее важно и принесёт наибольшую пользу. После этого, если остаётся время, выполните следующее по важности дело. Расставляя приоритеты таким образом, делайте то, что можете, и ощущайте удовлетворение. Также важно думать о своих положительных качествах. Если вы считаете себя безнадёжным человеком, вы впадаете в депрессию. Думайте о своей мудрости, образовании, сострадании, щедрости, помощи, которую вы оказываете другим. Хотя вы совершаете ошибки, вы обладаете множеством хороших качеств и большим потенциалом для помощи окружающим. Вы можете не чувствовать сострадание ко всем, но вы способны испытывать сострадание. Вспомните, как вы помогли кому-то и порадуйтесь этому. Смотря на жизнь позитивно и пытаясь быть довольным тем, что вы можете сделать для других, вы останавливаете чувство вины и депрессию и приносите счастье в вашу жизнь.
Сомнение в ярлыках
Ещё один способ остановить проблемы — поменять свой взгляд на них. Вместо того, чтобы видеть в ситуации проблему, смотрите на неё как на путь к счастью.
Если вы смотрите на что-то как на проблему и наклеиваете ярлык «проблема», тогда это становится проблемой.
Например, когда вы кому-то не нравитесь, вместо того, чтобы ощутить от этого пользу, вы чувствуете себя несчастным и называете этот опыт «плохим». Проблема не в том, что вы называете ситуацию «плохой», проблема, что вы начинаете верить в свой собственный ярлык и видите только его. До того, как вы наклеили ярлык «он меня не любит» на негативное отношение этого человека к вам, вы даже не воспринимали, что вы ему не нравитесь. Это явление происходит из вашего собственного ума. Вы интерпретируете одно действие как помощь, другое — как вред; вы наклеиваете ярлыки, и затем это становится для вас помощью или вредом. Всё это исходит из вашего ума.
Если вы не считаете что-то проблемой, то проблемы нет. Зная, как всё возникает в вашем собственном уме, вы не видите причин для расстройства или гнева. Это само по себе — практика терпения.
Медитируя на реальность того, как всё возникает из вашего собственного ума, вы немедленно останавливаете несчастливое, нездоровое состояние ума, такое как злость или желание мести, и вы прекращаете вредить другим. Вместо этого вы чувствуете мир и счастье в своём сердце и получаете возможность помочь другим и дать им тоже почувствовать себя счастливыми. Если вы злитесь, вы несчастливы в жизни, где всё вокруг кажется негативным. Это осознание реальности также останавливает страстное желание и тем самым помогает контролировать неудовлетворённый ум. Таким образом неудовлетворенность трансформируется в удовлетворение, и в вашем сердце немедленно возникает мир.
Медитируя, просто осознавая реальность своих мыслей и действий и анализируя их природу, вы утихомириваете свои проблемы и обретаете мир и счастье. Вы находите свободу внутри своего ума.
Любящая доброта и всё ради других
Каждый из нас несёт ответственность за счастье и страдание других существ. Если вы практикуете любящую доброту, никому не вредите, это значит, что они пребывают в мире и счастье. Если вместо этого вы следуете за беспокоящими мыслями, такими как невежество, гнев, привязанность и самолелеяние, вы напрямую или косвенно наносите вред всем существам, начиная с того, кто рядом с вами. Даже если человек, с которым вы живёте, очень эгоистичен и нетерпелив, если вы практикуете любящую доброту, вы не вредите ему, и в его жизни будет мир и счастье.
Благодаря доброму сердцу вы развиваете сильный ум и делаете жизнь стабильной. Будучи примером для другого человека, вы постепенно помогаете ему практиковать любящую доброту.
Когда вы просыпаетесь утром, подумайте о смысле вашей жизни, подумайте об этой всеобщей ответственности: «Я отвечаю за все живые существа. Мне надо успокоить их страдания и принести им счастье». Одеваясь, думайте: «Я надеваю эту одежду, потому что мне надо прожить долгую жизнь в полном здравии, чтобы нести всеобщую ответственность». Когда вы едите, снова вспоминайте о смысле своей жизни. Думайте о своей еде как о лекарстве, которое нужно принять, чтобы быть здоровым и прожить долго. Когда ложитесь спать, вновь вспомните о смысле жизни. Вы спите, чтобы быть здоровым, это тоже лекарство, чтобы вы могли нести эту ответственность. В каком-то смысле всё, что вы делаете, вы делаете для других.
И помните о смысле жизни, отправляясь на работу: «Я предлагаю свои услуги другим, потому что я должен утолить их страдания и помочь обрести счастье». Хотя вам платят за вашу работу, чем просто работать ради собственного счастья, думайте о других. Лучше идти на работу не с эгоизмом, а с позитивным отношением любящей доброты, чтобы привнести счастье в жизни других.
Помните о доброте людей, которые вас наняли. Благодаря работе вы можете наслаждаться жизнью; благодаря их доброте у вас есть невероятная возможность развивать свой ум, практикуя Дхарму. Вы живы и обладаете всеми этими возможностями благодаря доброте других.
Если вы работаете на заводе, думайте, что вы производите продукт, который сделает жизнь тысяч людей комфортнее и счастливее. Если вы учитель, думайте, что благодаря вашей работе ваши ученики смогут найти работу, обрести счастье и помочь другим. Если вы строите дом, подумайте о всех людях, собаках, кошках и птицах, которые найдут в этом доме комфорт и защиту. Помните, что вы предлагаете им свои услуги. Прочувствуйте счастье, которое принесёт им ваша работа.
Если это возможно, выполняйте свою работу с мыслью о бодхичитте.
Если не получается думать о принесении пользы всем существам, по крайней мере думайте о тех, кто получит комфорт благодаря вашим усилиям, вашему драгоценному времени и энергии. Не важно, какую работу вы выполняете, храните в сердце мысль о других; работа будет той же самой, но ваше отношение будет другим.
Задайте такую мотивацию и время от времени вспоминайте о ней. Тогда вся ваша работа становится добродетелью, чистой причиной счастья; это принесёт вам временное счастье и абсолютное тончайшее счастье просветления. Таким образом вы интегрируете работу и медитацию, чтобы работа сама по себе становилась медитацией.
Чем больше вы живёте для других, тем более удовлетворённым и расслабленным вы становитесь. Если вы день и ночь думаете только о себе, вы становитесь очень несчастным и неудовлетворённым. Когда вы думаете о посвящении своей жизни другим, внезапно в вашем сердце появляется радость и удовлетворение, и вы видите, что ваша жизнь наполнена смыслом.