Во время кризиса много людей лишились как привычной работы, так и возможности делать привычный бизнес. В том числе не у дел оказалась целая армия творческих работников. Жертвы кризиса рассказывают друг другу печальные истории и делятся негативным опытом попыток найти новую работу. Их раздражение, обида и страх за свое будущее абсолютно понятны. Но я хочу высказаться немного на другую тему.
В профессиональных сообществах то и дело можно встретить посты под общим грифом «ищу работу копирайтера или журналиста». Порой резюме нуждающихся в работе выглядит действительно впечатляюще. Ситуации у людей бывают разные, и поэтому так неприятно читать бессмысленные и унизительные комментарии. Наши люди с любого места готовы открыть дискуссию, начав ее с демонстрации собственного цинизма и неуважения к виртуальному собеседнику. Однако это их проблемы.
Лично мое отношение к ситуации меняется, когда пост, цель которого – поиск работы, звучит так: «Какие сейчас расценки на услуги журналиста? Я крутая журналистка, какие есть предложения?» Автору поста вежливо и подробно объясняют, что ее политика неверна, и для того чтобы на что-то претендовать, нужно бы:
- Иметь портфолио, красноречиво свидетельствующее о ее профпригодности. Блог с набором собственных «эссе ни о чем» и сканом халтурных статей для этих целей не годится.
- Сперва собрать информацию в интернете, то есть сделать простейшие журналистские шаги, и тогда формулировка вопроса будет более профессиональной.
- Адекватно оценить стоимость своих услуг на рынке, учитывая мнения независимых профессионалов.
Как ведет себя на это соискательница? Вступает в подробную дискуссию с каждым ответившим, настаивая на том, что она права, а все остальные к ней придираются и в упор не хотят видеть в ней творческую труженицу. При этом поучая и отчитывая лично каждого и одновременно жалуясь на всех и вся.
Перед нами яркий пример человеческой неадекватности, в психологии имеющей название «пассивно-агрессивное поведение». Это такая форма поведенческого расстройства, при которой скрытая агрессия выражается в мрачности, капризности, упрямстве, критиканстве и прочих абсолютно неприятных и неэффективных качествах. Любой наемный работник периодически испытывает внутренний конфликт между зависимостью и отстаиванием своих прав, также как и человек без работы имеет полное право на периоды мрачности и неэффективности. Но только пассивно-агрессивная личность искренне считает, что достойна большего, не делая при этом ни одного верного шага, чтобы улучшить свое положение. Если она считает себя журналистом, то будет писать никому не нужные графоманские «телеги», настаивая на их шедевральности, если полагает себя блоггером, то будет целыми днями абсолютно неэффективно просиживать в комментах, если хочет быть копирайтером, то установит высокий ценник на свои услуги и станет ждать заказов, которые упадут с неба… И при этом недоумевает, почему никто не торопится оказывать ей помощь в карьере и заработной плате.
А между тем сейчас для тех, кто трезво смотрит на реальность и не боится работы, есть масса возможностей реализовать себя в Сети. Не все эти возможности стоит рекомендовать, по причине того что соотношение «усилия – результат» там часто смехотворно мало. Но к решению задачи всегда надо подходить конструктивно. И для того чтобы тебя заметили и отметили, надо наглядно показывать, что ты можешь. Например:
1. Если ты способна вести блог, то выбери интересную тебе нишу и пиши туда материалы, которые будут интересны аудитории.
2. Через несколько месяцев, вложив в продвижение блога порядка 100$ (но с умом), его уже можно монетизировать, т.е. получать за свои посты деньги.
3. Писать и предлагать свои статьи в интернет-порталы. Качественные материалы всегда дадут возможность заработать на хлеб.
4. Оттачивать свой профессионализм и компетентность в интернет-маркетинге и журналистике, потому что это занятие, реально работающее и способное приносить доход.
Резюмировать это можно простым советом: для того чтобы претендовать на внимание и высокие гонорары, сперва нужно доказать, что ты хоть чего-то стоишь сама по себе. А дальше во многом дело везения, но спроси у интернет-предпринимателей об истории их доходов, и ты поймешь, что пассивно-агрессивное поведение давно пора менять на конструктивное! Если, конечно, перед тобой стоит такая проблема.