Конфликты хороши в драматургии. В повседневной же жизни конфликтов никто не любит, поскольку они вселяют в нас чувство тревоги, раздражения, занимают все мысли, отнимают силы — словом, мешают жить. Однако же конфликты возникают постоянно. Часто на конфликт провоцируют нас, порой — мы, сами того не сознавая.
Если ты не хочешь прослыть конфликтной личностью, а также не желаешь, чтобы на конфликты провоцировали тебя, задумайся над тем, что лежит в основе конфликтов. Это поможет тебе лучше разобраться в психологии поведения людей, а значит, управлять возможными конфликтными ситуациями. В помощь тебе приведу отрывок из книги Нины Рубштейн и Оксаны Теске «Тренинг жизненного успеха»:
Каждый человек более чувствителен к словам других, чем к тому, что говорит сам. Мы все пытаемся защитить себя и свое достоинство от нападок других людей, но часто не задумываемся о собственных словах и действиях. И понятно, что здоровая реакция человека на критику – это возмущение и негодование.
У слов, порождающих конфликты, есть закономерность: на каждое такое слово в свой адрес человек отвечает более сильным конфликтным словом.
Все предпосылки конфликтов можно отнести к пяти группам:
- Стремление к превосходству;
- Проявление агрессивности;
- Обесценивание потребностей других людей;
- Нарушение правил;
- Обстоятельства, вызывающие негативную реакцию или состояние еще до конфликта, до общения.
Рассмотрим более подробно каждую группу.
СТРЕМЛЕНИЕ К ПРЕВОСХОДСТВУ
- Прямые проявления превосходства: приказания, угрозы, критика, обвинение, насмешка.
- Снисходительное отношение: «Не обижайтесь», «Успокойтесь», «Не надо так волноваться» и др.
- Хвастовство, истинное или мнимое.
- Навязывание своих советов.
- Категоричность, безапелляционность. Высказывания типа: «Я считаю», «Я уверена».
- Подшучивание.
- Перебивание собеседника.
ПРОЯВЛЕНИЕ АГРЕССИВНОСТИ
Агрессивность делится на:
- Природную агрессивность, которая встречается не так часто;
- Ситуативную агрессивность, возникающую в ответ на внутренние конфликты, вызванные сложившимися обстоятельствами. Это может быть плохое настроение или самочувствие, неприятности (личные или профессиональные), а также как ответная реакция на полученное обидное сообщение.
ПРОЯВЛЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ НЕЗРЕЛОСТИ
Эмоциональная незрелость выражается в том, как человек относится к себе и другим.
- Эмоционально незрелый человек ведет себя как ребенок, думающий, что весь мир крутится вокруг него, и все люди обязаны отказаться от своих потребностей и обслуживать его собственные.
- Эмоционально незрелый человек добивается конкретной цели за счет других людей, а не за счет своих собственных ресурсов.
- К проявление эмоциональной незрелости можно также отнести обман и попытку обмана. С их помощью незрелый человек пытается добиться своей цели в ущерб другим.
Незрелым является и перекладывание ответственности на другого человека, и утаивание от него информации.
НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ
Нарушение любого правила является фактором, провоцирующим конфликт – будь то правило этики, внутреннего трудового распорядка, техники безопасности, дорожного движения, семейных договоренностей и т.д. Собственно, правила и выработаны как средство предупреждения конфликтов.
ПРЕДШЕСТВУЮЩИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА
Провокацией конфликта может послужить случившийся до вашей встречи с собеседником контакт с раздраженным человеком, неприятное известие или происшествие, нежеланное изменение ситуации, скверная погода и т.п.
Теперь, более-менее разобравшись в том, какими бывают основные причины конфликтов, перейдем к тому, как выйти из конфликтной ситуации быстро и достойно. Читай во второй части.