Home / Психология / «Поучайте лучше ваших паучат!» В чем проблема непрошеных учителей и учеников?

«Поучайте лучше ваших паучат!» В чем проблема непрошеных учителей и учеников?

психология общения с неадекватными людьмиНравится ли тебе учиться? Наверно, если ты этого хочешь и повезло с учителем, то да. А нравится ли тебе, когда тебя поучают? Корень один, а вот отношение к этому диаметрально противоположное, не правда ли. Каждая из нас встречала в своей жизни много непрошеных учителей. Они лезут со своими замечаниями и мнениями в разных житейских ситуациях, от них отбою нет в социальных сетях и на форумах… Но наряду с этим у большинства из нас есть и непрошеные ученики. Мы встречаем их среди приятельниц, копирующих нашу одежду, повадки и т.д. Это могут быть знакомцы, ревниво и с завистью следящие за изменениями в нашей жизни, чтобы и в своей проделать то же самое. И дело тут не в том, что мы так хороши, а в том, что нас выбрали своим объектом и ролевой моделью на какое-то время. В следующий раз такой «моделью» будет телевизионная ведущая, проповедник или политический лидер.

У таких «учителей» и «учеников» много общего между собой. Они недовольны окружающим миром. Справиться с кажущимся хаосом им помогают категоричные рамки, разделяющие мир на правильное и неправильное, черное и белое, на своих и чужих. В крайних проявлениях такие люди готовы следовать этим установкам с одержимостью фанатиков, а иногда и желанием праведным огнем выжечь всю крамолу.
Среди «учителей» встречаются ханжи, которые собственные недостойные чувства злобы, гнева, зависти, сексуальные желания переносят на окружающих и клеймят их позором. В любом интернет-сообществе без труда можно найти яркие примеры таких «деятелей», неустанно комментирующих чужие высказывания и поступки. А среди «учеников» встречаются фанатики, жаждущие жестких рамок и авторитаризма. Такие сначала уходят в секту, а выйдя из нее, столь же яростно с этой сектой борются.

С точки зрения психологии

В основе того и другого явления могут быть такие личностные характеристики человека, как глубокая неуверенность в себе, потерянность и недоверие к миру. С точки зрения психолога Эрика Эриксона, корни подобных проблем лежат еще во младенчестве, когда ребенок, беспомощный и зависимый, нуждается в материнской защите и заботе. Если мать чувствительна к истинным потребностям ребенка, младенец учится доверять окружающему миру и ожидать, что его нужды будут удовлетворены. Если же мать, например, вместо того чтобы на плач дать проголодавшемуся ребенку грудь, выжидает время, когда он должен проголодаться по расписанию, или отказывается взять его на руки и успокоить, дабы не приучать к рукам, то можно ожидать, что младенец поймет, что его желания и он сам – не важны. Окружающий мир враждебен и холоден, а мать, которая для него – бог, не удовлетворяет его потребности, потому что он – плохой. Так формируется базовое недоверие к себе и к миру.

Если обратиться к экзистенциальной психологии, то уход неуверенных в себе, тревожных людей в жесткие рамки авторитарных верований, учений, моральных принципов и норм дает им временное спасение от страхов, с которыми сталкивается каждый человек. Это страх смерти, страх одиночества, страх свободы выбора жизненного пути и ответственности за то, как проходит эта жизнь, страх отсутствия единого для всех смысла жизни. Наглядный пример – члены секты. Когда «ученик» в толпе таких же фанатиков следует за «учителем», у него появляется иллюзия, будто он не одинок. Само служение некоему учению, идеологии или жизненным принципам уже придает смысл жизни. Авторитарные верования, так же как и непоколебимые моральные нормы, дают свод правил поведения и снимают с человека необходимость каждый раз думать и выбирать свой жизненный путь, а значит, снимают страх свободы и ответственности за качество собственной жизни. Это свойство человеческой натуры широко используется средствами пропаганды: колоссальное количество людей позволяет себя оболванивать и действовать таким образом, что со стороны можно только диву даваться.

Чужая душа – потёмки, но…

У любого человека, стремящегося достойно прожить свою жизнь, рано или поздно на первый план выходит понятие Осознанность. Те, о ком мы говорили выше, относятся к этому понятию с активной неприязнью, как если бы им упорно повторяли слово на незнакомом языке. Например, если спросить непрошеного «учителя»: «Зачем вы мне это говорите?», — он даст какой угодно ответ, но только не по сути вопроса. Если же разбирать и анализировать поведение «ученика», то это вполне может вернуть его в младенческие ощущения холода, страха и незащищённости. Конечно, он этого панически боится. И тому, и другому необходимо любыми способами снизить свою базовую тревогу. Чтобы это менять, нужно заново проходить начальную стадию «доверия — недоверия» к миру, налаживать диалог с собой, учиться понимать себя и других…

Но пока сам фанатичный «ученик» или непрошеный «учитель» не почувствуют дискомфорт от своего состояния, не имеет смысла ввязываться с ними в споры или конфликты. Они лишь ещё сильнее вцепятся в собственные оковы — и будут правы. Потому что это их выбор и их жизнь. А мыслящей девушке стоит лишний раз задуматься, нет ли в ее жизни опасной тенденции стать одной из них.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.