Home / Психология / Сама не виновата. Насилие: выход есть?

Сама не виновата. Насилие: выход есть?

насилиеМы изо всех сил стараемся вести себя хорошо и смотреть на мир позитивно, но зло не дремлет, и беда случается. Этот материал посвящен насилию. Так уж вышло, что в нашем чудесном высокодуховном обществе быть изнасилованной не только больно, но и позорно. Стыдно говорить о произошедшем в полиции, невероятно рассказать свою историю в интернете, даже близким сложно признаться. Звучит как ужасная, злая выдумка, правда?

По статистике, предоставленной Независимым благотворительным центром помощи пережившим сексуальное насилие «Сестры», только 12% пострадавших обращаются в полицию, а до суда доходят лишь 5% из них. Эти страшные цифры обусловлены тем, что в общении с системой жертвам снова приходится переживать что-то вроде изнасилования: грубость, издевки и унижение.

ЧТО ТАКОЕ НАСИЛИЕ?

Преднамеренное применение силы или власти, в результате чего другой человек получает травмы или прочий ущерб. Это сухое общее определение, в котором важно обратить внимание на слово «преднамеренное». Потому что агрессора не спровоцировали, не вывели из себя и не судьба заставила. Он не шел по своим делам и случайно нанес прохожей пять ударов в живот – у него были намерение и потребность сделать другому плохо.

Народный суд

Хочется напомнить, что за описываемое нами преступление Уголовный кодекс предусматривает вполне конкретное наказание, а вот за прогулки в “не то” время — нет.
Впрочем, общество с удовольствием исправляет эту «ошибку», и «самавиновата» становится приговором на всю жизнь. Вот потому-то большинство женщин, переживших нападение, предпочитают на эту тему не говорить. Легче спрятаться и попытаться осмыслить потрясение, чем что-то доказывать, проходить тяжелые и унизительные процедуры. Бывает, полицейские видят в пострадавшей хищницу, которая ждет от насильника откупа или собирается с ним помириться, и позволяют себе иронические замечания. И часто именно эта капля лишает жертву последних сил.

Девушки, выросшие в России, с детства усвоили, что нельзя заходить в темный подъезд, нельзя носить юбку вечером и приближаться к безлюдным местам — рискуешь стать падшей женщиной. Почему-то общественный дискурс не заостряет внимания на том, что человек вправе делать со своим телом и личной жизнью все, что заблагорассудится, а вот трогать ручками другого против его воли — преступление.
До некоторых мальчиков эту простую мысль и вовсе не доносят. Иначе как объяснить недавнее происшествие? На вечеринке студенты группой изнасиловали девушку и выложили видео в интернет. И молодые люди, судя по всему, до сих пор не поняли, что их поступок — не шутка, а серьезное преступление.

Впрочем, это даже неудивительно: большинство комментариев к заметкам, посвященным подобным происшествиям, сложно читать без зубовного скрежета. Жертва, оказывается, ведет себя, «как шлюха», парень вправе бросить изнасилованную девушку — та стала грязной , и не стоит «разваливать семью», если даму регулярно лупит благоверный. Муж зарезал жену и шестерых детей. Читатели леденящей кровь истории интересуются: зачем женщина вообще рожала, почему
не ушла? Если б не она, все могло обойтись.
К сожалению, это комментарии не насильников или маньяков и даже не злых мужланов-шовинистов, а вполне себе добропорядочных граждан. В России цветет и плохо пахнет культура терпимости к насилию: общество не готово встать на сторону жертвы.

КАК НАСИЛЬНИК МОЖЕТ ОБЪЯСНИТЬ СЛУЧИВШЕЕСЯ:

• Минимизация последствий. «Со всеми бывает: немного разозлился… Подумаешь, всего два ребра поломано».

• Отрицание ответственности. «У меня был тяжелый день, еще я немного выпил, а она взглядом вывела меня из себя».

• Чувство правомочности насилия. «Она же за “Зенит” болеет. Значит, неправа».

Почему виноваты мы?

Обвинение пострадавших в случившемся — это шторка, которой часть людей защищает свою психику. Феномен «веры в справедливый мир» сформулировал социальный психолог Мелвин Лернер и в одной из своих работ даже пожалел всех, кто за занавеской: они, мол, просто нестерпимо хотят, чтобы все было как надо, а реальность такова, что приходится зажимать уши и зажмуриваться. Один из экспериментов Лернера показал: если люди как-то могут помочь жертве, они сочувствуют ей, но, если та продолжает страдать, несмотря на подложенные подушечки, окружающие злятся и приписывают бедняге негативные черты.

Это здорово — жить в мире, где плохих людей наказывают, хороших — награждают, а кругом летают розовые феи. Чем больше вокруг грязи, тем сильнее убежденность, что все идет по плану, так и задумано, баба не захочет, кобель не вскочит и прочее. “Менты” из телевизора, орущие на детей родители, распускающие руки ухажеры — это для нас обычное дело. Насилие разлито вокруг, может, так и надо? А та, которая сообщила о нападении и пошла наказывать преступника, нарушает негласные правила. Как посмела?

Кто жертвы

Очень удобно думать, что жертвы насилия помечены особой печатью виктимности на лице, короткой юбкой на попе и вызывающим поведением в ночной час. Слишком успокоительна фантазия, что если «ничего такого» не делать, то с тобой этого и не случится. Однако правда в том, что никакой «сама-виноватости» нет: насилие устраивает не пострадавшая, а преступник. Ни один причудливый наряд с бразильского карнавала ночью в Бирюлево не может оправдать или объяснить садистский акт. А повышенное внимание к жертвам насилия, поиски у них низкой самооценки и ошибок в дресс-коде только заставляют мучиться: «Это моя ошибка – поселиться в районе с плохим освещением».

Кто насильники

Мы попросили психологов составить портрет преступника, а они, неопределенно поводив руками в воздухе, сказали, что этот человек мучительно переживает фрустрацию. Именно свое бессилие и боль негодяй выплескивает в приступах ярости и физической агрессии. Считается, что в агрессоры идут люди, пережившие нечто подобное в детстве. В психологии это называется «круг насилия»: беспомощность и страх запечатываются в ребенке, и потом в стрессовой ситуации он превращается в того, кто бьет. Во-первых, у него нет иного языка, по-другому он не умеет и не понимает. Во-вторых, преступника не остановит чувство ценности и неприкосновенности другого, ведь и собственной ценности у него нет. Так замыкается круг — “меня мучили, и я мучить буду”.

Что делать, если это произошло с тобой

1. Вызывай полицию. Если мерзко, плохо, страшно, это сделал близкий человек или даже тебя пообещали убить, все равно нужно звонить. Так ты защищаешь не только себя, но и других людей. Вряд ли преступник остановится. Страшно? Тогда набери номер телефона доверия (смотри бокс «Позвони»), тебя поддержат. Ну а потом все-таки вызывай полицию.

2. Если муж или бойфренд поднял на тебя руку, а ты боишься, что его посадят, и невесть откуда взявшаяся свекровь умоляет не портить «мальчику» жизнь, все равно вызывай полицию. Наша система, к сожалению, частенько работает так, что «мальчика» не сажают, пока он не избивает любимую до смерти. А вероятность этого велика, тут статистика не врет: почти в ста процентах случаев насилие повторяется.

3. Полиция приехала. Это сложно, но попробуй успокоиться. Говори как можно более четко. Покажи все телесные повреждения и испорченные вещи. Если на тебя нападают не впервые, расскажи и о других эпизодах. Агрессор — незнакомый человек? Постарайся подробно описать его. Расскажи о возможных свидетелях. Если тебе говорят глупости про “милые бранятся”, тоже побранись и потребуй, чтобы обязательно приняли заявление. Прочитай протокол, прежде чем подписать. Будет здорово на всякий случай записать Ф. И. О. полицейских, их служебные телефоны и номер протокола.

4. Теперь нужно взять у полицейского направление на судебно-медицинскую экспертизу. Попроси стража порядка поехать с тобой, тогда шансы на скорейшее обслуживание возрастут.

5. Если ты по каким-то причинам не обратилась в полицию (это надо сделать!), все равно сходи «снять побои”, пройди осмотр у гинеколога. Пусть заключения врачей будут у тебя. Случись что, справки помогут расследованию. Обычный случай: приходит девушка, судмедэксперт осматривает ее, видит покраснения и записывает: «Гематом на теле не обнаружено”. Но они проявляются не сразу, а в течение нескольких часов. Поэтому расскажи подробно, куда и как давно тебя били, где трогали.

6. Если ты пришла просто взять справку и не подаешь заявление в полицию, все равно говори правду: это не падение с антресолей, тебя именно били. Важно, чтобы проверили все. Скажи: “Упала, и еще мне досталось ботинком в живот. Может, не видно, но посмотрите, вдруг там внутреннее кровоизлияние”. Судмедэксперт делает заключение на основании твоих слов тоже.

Это происходит прямо сейчас

1. Не запирайся в ванной. Самая частая ошибка жертв насилия в доме — закрыться на хлипкий замочек в уборной и слушать, как ломают дверь.

3. Звони по номеру 112, соединяйся с полицией. Все звонки записываются. Даже если агрессор разобьет или выхватит твой смартфон, ты сумеешь подтвердить примерное время звонка, а это поможет доказать в суде, что ты все-таки вызывала полицию.

4. Ура, ты нащупала топор! Сейчас удачный момент, чтобы вспомнить о несчастных, которые сидят в тюрьме по 111-й статье. Новосибирский центр, исследующий положение женщин-заключенных, пришел к выводу: большинство дам оказались за решеткой “за нанесение тяжкого вреда здоровью после нанесения побоев по отношению к ним”. Путаная формулировка, а перевод простой: в тюрьме насильник не тот, кто бил, а та, которая, как могла, защищалась.

5. Если ты и агрессор живете под одной крышей, уходи из дома. Рядом нет друзей, готовых тебя приютить? Иди в кризисный центр. В Москве работают “Надежда” и “Дубки”. Без столичной прописки тебя примут в центре “Незнайка”. В Екатеринбурге ищи центр “Екатерина”, в Мурманске — “Приют” (проведи немного времени в интернете и найди подобное учреждение в своем городе — просто на всякий случай).

ПОЗВОНИ

ВСЕРОССИЙСКИЙ ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ ЦЕНТРА “АННА”:
(800)7000-600 (ежедневно с 7 до 21)

ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ ЦЕНТРА «СЕСТРЫ» (МОСКВА):
(499) 901-02-01 (по будням с 10 до 20)

ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ МОСКОВСКОЙ СЛУЖБЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ:
051 (круглосуточно)

ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ КРИЗИСНОГО ЦЕНТРА ДЛЯ ЖЕНЩИН (САНКТ-ПЕТЕРБУРГ):
(812)327-30-00 (по будням с 11 до 18)

Как это пережить

1. Нет, ты не довела его. Нет, ты не виновата. Еще разок. Ты ни в чем не виновата. Даже если бегала перед ним и кричала: «Давай, ударь меня!» Даже если он тебя уже бил, а ты к нему вернулась. Ты не дура и не «сама виновата». Никакая провокация, никакая твоя глупость не оправдывают насилия. Перступник он, а не ты.

2. Найди группу поддержки. Это важно. Пережить насилие одному без разрушения личности практически невозможно. Ты испытала шоковый контакт с миром, и восстановление границ и доверия к нему тоже должно происходить через контакт. Именно поэтому людям, пережившим и находящимся в ситуации насилия, рекомендуется работа с психотерапевтом или психологом подходящей квалификации.

3. Говори об этом. Не молчи. Самое плохое, что ты можешь сделать, — вид, будто ничего не произошло. Еще как произошло! Рассказывай близким друзьям, надоедай родным, возвращайся к теме бесконечно, пересказывай одно и то же. Рисуй свою боль, лепи травму из пластилина, пой нараспев про горе. Это надо выразить и выговорить, чтобы все вышло вон.

4. Займись тем, что поможет тебе укрепить уверенность в себе, — физкультурой, боевыми искусствами, метанием дротиков.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.