Гиперактивность (или синдром дефицита внимания) — это медицинский диагноз. Он означает активность человека и его возбудимость, которые выше нормы. Часто гиперактивность трактуют как психическое расстройство. Но как определить ту грань, которая отделяет жизнерадостного и подвижного ребенка от гиперактивного?
Впервые симптомы гиперактивности были описаны Генрихом Хоффманом в девятнадцатом веке. Врач-психоневролог вывел основные черты, характерные для гиперактивности: повышенную подвижность и активность, импульсивность и даже агрессивность поведения. Для детей, страдающих такими симптомами, Хоффман придумал название: «Непоседа Фил».
В последние десятилетия диагноз «гиперактивность» ставится все чаще. Интересно, что девочки страдают гиперактивностью в пять раз реже мальчиков. А среди мальчиков гиперактивными чаще ставится блондины с голубыми глазами. Объяснений этому ученые пока не нашли. Что же касается причин этого диагноза, то, как объясняют врачи и семейные психологи, ими становятся родовые травмы, инфекции матери в процессе беременности, лекарственные отравления, генетические факторы.
Дети, страдающие гиперактивностью, отличаются беспокойным поведением, все время двигаются, с трудом концентрируют свое внимание, отличаются вспыльчивостью и импульсивностью. Все эти признаки начинают проявляться уже с раннего детства, когда дети много плачут и плохо спят. В школе они создают много проблем своим учителям и одноклассникам. У них возникают трудности в общении со сверстниками и взрослыми людьми. Отвлекая на себя внимание, они мешают учебному процессу, плохо учатся сами, и очень часто их приходится переводить на индивидуальное обучение. Воспитывать, наказывать и ругать гиперактивного ребенка практически бесполезно, так как у него просто отсутствуют механизмы самоконтроля. Такому ребенку нужна, прежде всего, психологическая помощь, и чем раньше она будет оказана, тем лучше станут ее результаты. Кроме психолога, гиперактивный ребенок нуждается в невропатологе, который может назначить и лекарственное лечение.
Это заболевание сегодня наблюдается у 3-5% школьников. Примерно 60% таких детей не расстается с болезнью и во взрослом возрасте. Отмечается, что люди, страдающие гиперактивностью, испытывают трудности в семейной жизни, часто меняют работу, редко добиваются успехов на службе, часто оказываются зависимыми от наркотических веществ, страдают депрессией.