В годы, предшествовавшие кризису (их еще называют «тучными годами») такое явление как психологические тренинги пользовалось необыкновенной популярностью. Многочисленные тренинговые организации рекламировали свои услуги по проведению тренингов, охватывающих самые разные аспекты нашего бытия: от навыков эффективных продаж до личностного роста. И этому есть свое объяснение: несмотря на свободный доступ к источникам знаний и информации, современный человек страдает от одиночества, комплексов, трудностей в самореализации ничуть не меньше, чем если бы сидел перед лучиной взаперти.
Записываясь на тренинг, он верит, что здесь найдет единомышленников, разберется со своими внутренними проблемами и получит практические советы, как вести себя эффективно и получать удовольствие в процессе взаимодействия с другими. К сожалению, этой доверчивостью порой пользуются предприниматели, пытающиеся делать бизнес на чужих комплексах и претендующие на особую роль в сознании тех, кто обратился к ним за помощью. Отсюда столько жалоб и «страшилок», которые передают друг другу разочарованные и обманутые в лучших чувствах участники сомнительных психологических экспериментов. Действительно, тренинги бывают малоэффективны и даже вредны. Есть несколько простых советов, которые помогут тебе не попасться «на удочку» рекламы.
1. Четко определи задачу, которую ты ставишь перед собой. Чем более туманно она сформулирована, тем выше вероятность, что в результате ты останешься не удовлетворена. Грубо говоря, чем мечтать быть богатой и счастливой, планируй овладеть определенными навыками. Так тебе будет легче ориентироваться в выборе.
2. В этой связи отдавай предпочтение не общим формулировкам типа «тренинг личностного роста», а вполне определенным, направленным на решение конкретных коммуникационных задач. Если на подобный бизнес-тренинг (посвященный технологии продаж, ведению переговоров, формированию команды и т.д.) тебя направляет руководство компании, веди себя открыто и честно: если ты считаешь, что тренинг неинтересен и неэффективен, говори это ведущему открытым текстом, но без пустого критиканства. В таких случаях может быть полезно только честное, заинтересованное и конструктивное поведение.
3. Ведущие психологических тренингов порой практикуют метод «психологического шока». Это доставляет сильный дискомфорт и требует высокой квалификации специалиста. Чтобы не стать жертвой жестоких и непрофессиональных игрищ, тщательным образом наводи справки о тренинге из интернет-источников. В норме тренер должен проводить предварительную индивидуальную беседу с каждым участником уже на этапе формирования группы. Если же с тобой беседует только менеджер, о тренинге нет никакой объективной информации и отзывов, то одно это заставляет задуматься. И уж совсем подозрительно, если прошедшие тренинг ведут себя как члены секты, загадочно и неадекватно отвечающие на вопросы.
4. Если от тренинга ты ждешь прежде всего ярких эмоций и острых ощущений, то есть вероятность того, что попадешь под «тренинговую зависимость», посещая различные группы и ничего не меняя в своей жизни по сути. Воодушевление и энергетический подъем — хороший, но кратковременный эффект от посещения тренинга. В то время как работа над собой — процесс планомерный и очень личный. Результат в нем всегда зависит от количества и качества задач, которые тебе удается решить.
Поэтому, прежде чем решиться пойти на тот или иной тренинг самостоятельно, собери как можно больше разнообразной информации из независимых источников: читай отзывы, сравнивай, анализируй. Как говорится в восточной поговорке: когда ученик готов, приходит и учитель.