Долгие наблюдения за особенностями людской психологии и поведения порой помогают нам задуматься и прийти к выводам, которые помогают на практике. Так например, думающий и творческий человек время от времени задумывается, почему он не может реализовать свой потенциал и впадает в ступор от довольно простых задач. Одна из существенных причин заключается в том, что в условиях повседневности наше сознание забито всем чем угодно; оно постоянно занято непродуктивной деятельностью, которая отнимает массу энергии, но взамен ничего не дает. Это можно сравнить с деятельностью компьютера, оперативная память которого забита, а его продолжают нагружать, да еще и требуют выполнения сложных задач. Для того чтобы компьютер не подвисал и выполнял то, что мы от него требуем, ему нужна перезагрузка.
Точно так же и наш мозг: для того чтобы он заработал в полную силу, ему надо помочь. Известно, что маленький ребенок обладает колоссальным потенциалом: пока он совсем мал, его можно обучить такому количеству навыков и языков, на которое только хватит сил у родителей. В промежутке от двух до пяти лет личность маленького человека обладает неограниченными возможностями, и что происходит в этой голове, не знает никто. Однако признаки гениальности там, безусловно, есть.
С возрастом способности человека самостоятельно мыслить и воспринимать информацию снижаются. Однако существует упражнение, которое поможет «снять шоры» и разбудить в себе дремлющие способности. Ведь что такое талант? В самом общем приближении – это способность создавать вещество, «что-то из ничего», никого впрямую не копируя и не подражая, способность рассказать другому то, о чем он и сам с удовольствием бы задумался и выразил бы, если бы у него была такая способность. Проблема взрослого человека – в критичности восприятия. Чем больше информации мы обрабатываем (а к этому процессу всегда подключаются память и опыт), тем более критично относимся к новому, и тем сильней в нас «внутренний воспитатель». Он, как фрёкен Бок из сказки, больше всего заинтересован в том, чтобы подавить наше воодушевление и сделать так, чтобы мы оставались в рамках обыденного сознания. В этих рамках привычно и комфортно жить, но они мешают творческому состоянию.
Для того чтобы в него войти, необходимо вернуть себе ощущение чистого восприятия. Такого, которое есть у маленького ребенка. Это восприятие не замутнено критической оценкой, не испорчено заранее готовым мнением, на него не накладывается стандартное суждение… Попробуй хотя бы раз в день, находясь в нерабочем контексте (когда ты идешь по улице, едешь в машине или просто смотришь в окно), посмотреть вокруг себя НИЧЕГО НЕ ОЦЕНИВАЯ. Представь себя ребенком и постарайся полностью «отпустить» свое сознание: как только в нем начнут мелькать связные мысли, упражнение считай законченным.
Подобному навыку «чистого восприятия» обучаются, кстати говоря, те, кто практикует йогу, изучает дзен и т.д. Впоследствии, ухватив суть этого упражнения, ты сможешь войти в состояние внутренней свободы в любой момент. А эта свобода и есть основа того творческого состояния, при котором в голову приходят неожиданные идеи и решения, просыпается тот потенциал, который в тебе изначально заложен.