Дары технического прогресса прочно вошли в нашу жизнь. Дети наряду со взрослыми являются активными пользователями гаджетов, воспринимая смартфон или планшет как необходимую вещь. По данным ЮНЕСКО, 93 % современных детей трех-пяти лет «зависают» в различных гаджетах двадцать восемь часов в неделю, или около четырех часов в день, что намного превосходит время общения со взрослыми. Увы, во многих семьях экран вместо взрослых выполняет воспитательные, развлекательные и другие функции, но ведь это не истинная роль гаджета. Как воспитывать ребенка с учетом влияния современных технологий?
Мама мыла раму
Похоже, день, которого так опасался Эйнштейн, наступил — день, когда технологии заменят общение. В чем это выражается? Замороченных родителей может вполне устраивать, что маленькие непоседы сидят они себе спокойно и никуда не лезут, ничего не требуют и не плачут, так как все их внимание приковано к ярким мелькающим картинкам на дисплее. Однако все не так безобидно: у такого образа жизни детей есть ряд побочных эффектов.
Во-первых, как свидетельствуют исследования специалистов, во всем мире 23 % четырехлетних детей страдают нарушением речевого развития. В середине 70-х годов дефицит речи наблюдался только у 4 % детей того же возраста. За двадцать последних лет число речевых нарушений возросло более чем в шесть раз.
— Существует большая разница, кто общается с ребенком — родители или герой мультфильма, — подчеркнула логопед Тамара Крыленко. — Речь — это не подражание чужим словам и не запоминание речевых штампов. Овладение речью в раннем возрасте происходит только в живом, непосредственном общении, когда малыш не только слушает чужие слова, но и участвует в диалоге. Речевые звуки, не обращенные ребенку лично и не предполагающие ответа, не затрагивают его, не побуждают к действию и не вызывают каких-либо образов. Они остаются пустым звуком.
Во-вторых, педагоги и психологи отмечают у маленьких любителей видеоигр неспособность к самоуглублению, к концентрации на каком-либо занятии, отсутствие заинтересованности делом. Данные симптомы были обобщены в картину новой болезни «дефицит концентрации». Такие дети не задерживаются на каких-либо занятиях, быстро отвлекаются, переключаются, лихорадочно стремятся к смене впечатлений, однако многообразные впечатления они воспринимают поверхностно и отрывочно, не анализируя и не связывая между собой. По данным исследования Штутгартского института педагогики и экологии медиасредств, это непосредственно связано с экранным воздействием. «Гаджетным детям» необходима постоянная внешняя стимуляция, которую они привыкли получать с экрана.
Очевидно, что неумеренное увлечение гаджетами способствует неверному формированию когнитивных функций у маленького человека. И если двухлетний малыш, еще толком не научившийся говорить, уже уверенно водит маленьким пальчиком по экрану маминого смартфона, включая яркий мультфильм, это еще не повод для гордости. Гордиться им, как и во все века, нужно, когда он научится говорить и коммуницировать вживую.
Инновативная «палочка-выручалочка»
Предположим, к гаджету легко привыкнуть, и это более-менее нормально. Но ребенок, который с младенчества привык к своему планшету или смартфону, с высокой вероятностью начнет считать его своим лучшим другом, а со временем решит, что просто не сможет без него жить.
— Современный малыш воспринимает смартфон как продолжение мамы. Ведь мама все время с телефоном, — подчеркнула семейный врач Инга Онзуле. — Как известно, дети все копируют. Существует большая опасность, что неискушенный кроха не сможет разобраться, что такое хорошо и что такое плохо. А ведь если в раннем возрасте проводить с гаджетами слишком много времени, у ребенка быстро, примерно за полгода, сядет зрение. Восстановить его можно далеко не всегда. Еще один минус — малоподвижный образ жизни. Дети, которые постоянно играют с планшетным компьютером или ноутбуком, практически не двигаются, да и сидят зачастую сутулясь. Это провоцирует искривление позвоночника и проблемы с осанкой. Не рекомендуется играть с гаджетами и перед сном, так как ребенок может перевозбудиться и от этого плохо спать или вовсе не заснуть.
Это, конечно, не повод вовсе отказаться от технических достижений. Однако родителям стоит вырабатывать культуру общения ребенка с техникой, используя ее во благо. Гаджеты имеют существенные плюсы и способствуют развитию в современном ключе. Уметь пользоваться этими устройствами к школьному возрасту желательно, так как современная учебная программа предусматривает, что уже первоклашки готовят презентации и доклады на компьютере.
В возрасте двух-трех лет на ноутбук или планшет малыша можно установить развивающие игры, соответствующие возрасту. При этом важно не забывать о родительском контроле: детям до трех лет заниматься с современными устройствами более часа в день нежелательно. Причем каждые двадцать минут нужно делать перерыв, дабы глаза отдохнули. Ребенку постарше можно увеличить время «общения» с гаджетами до полутора часов в день, с обязательными перерывами через каждые двадцать-тридцать минут.
В то же время, по мнению специалистов, гаджеты могут стать своеобразными палочками-выручалочками в местах, где нужно долго ждать, где не удосужились купить традиционные развивающие игры и поиграть в подвижные игры просто нет возможности.
Время менять «двойные стандарты»
— Сегодня гаджеты — это элемент среды, в которой мы живем, и никуда от этого не деться, — убеждена практикующий психолог, докторант SFU (Университет Зигмунда Фрейда, Вена, Австрия) Евгения Карлин. — Проблема компьютерной/телефонной зависимости — это проблема не только детей. Если в семье оба родителя зависают в компьютере, при этом требуя, чтобы ребенок занялся делом и пошел читать книгу, то это тот же двойной стандарт, что, скажем, при требовании курящих родителей, чтобы подросток не курил.
Начать жить в виртуальном пространстве — реальная опасность современного мира, как для взрослых, так и для детей. Здесь никак не обойтись без ограничений и это — ответственность родителей.
Выдающийся детский психолог Юлия Гиппенрейтер (ее книги об общении родителей с детьми пользуются заслуженной популярностью), говоря об опасности такой зависимости в интервью, ответила: родителям ведь приходится ограничивать ребенка, чтобы он не ел весь день шоколад или не пропадал по десять часов на улице, играя в футбол. И я полностью с ней согласна. Здесь идет речь о режиме, дисциплине, о принятии своей ответственности как родителя. Ведь, кроме любви и заботы о ребенке, одна из родительских задач — это научение ребенка соблюдать границы. Другой вопрос, как обстоит дело с границами у самого родителя…
Не запрещать, но дать выбор
По мнению Евгении Карлин, наряду с контролем важно уделять внимание ребенку, заполнять время, которое он хочет провести за компьютером чем-то другим, столь же «вкусным». Чтобы быть интересным ребенку, чтобы он хотел проводить время с семьей, а не компьютером, нужно быть для начала интересным самому себе, быть наполненным, уделять время собственному развитию. Как гласит английская пословица: «Не воспитывайте детей, все равно они будут похожи на вас. Воспитывайте себя».
Дабы не быть голословной, Евгения поделилась личным опытом. — У меня двое детей (дочери сейчас тринадцать, сыну — шесть). Можно сказать, я «мать-ехидна»: до двенадцати лет моя дочь пользовалась очень простой моделью телефона, где нет выхода в Интернет. И, несмотря на финансовые возможности, требования и давление с ее стороны, я не сдавалась, понимая, что выигрываем и я, и дочь. Для ограничения ребенка в общении с гаджетами в помощь мне были дружеские отношения с дочерью, разговоры, игры, совместное времяпрепровождение. Кстати, свои мобилки дочь периодически разбивала (как это происходит у детей) — в этой связи она лишний раз убеждалась, что иметь самую простую модель телефона удобно и спокойно, над ней можно не трястись.
Потом, правда, начался подростковый возраст, внесший свои коррективы, — теперь у дочери «приличный» телефон, а вот компьютера до сих пор нет. Периодически она выражает свое «фу», но я с этим умею сживаться. Если требуется что-то выполнить по домашнему заданию — она пользуется моим или мужа, также я иногда позволяю дочери полчаса «зависнуть» в компе для своего удовольствия (но это происходит далеко не каждый день — потому как ни времени, ни особого желания у нее на это нет). А сын с компьютером не знаком. Единственное, может иногда на планшете смотреть мультфильмы или тематическое видео, но выбираем мы их вместе.
Киберпреступник стучится в дверь
Увы, в многогранном виртуальном мире полезная информация перемежевывается с чернухой, порнографией. А еще здесь можно встретить преступников, которые, играя на доверчивости детей, могут опустошить родительский кошелек. Сегодня много говорят и пишут о так называемых программах «родительский контроль», которые распознают нежелательные ресурсы (порносайты, секс-чаты и т. д.) и блокируют их. Подобные программы предлагают различные разработчики.
— С точки зрения психологии, важно оградить детей от негативной информации, которую они могут почерпнуть в Интернете, — подчеркнула Евгения Карлин. — Дело в том, что ребенок развивается поэтапно, освоение, познание определенных вопросов должно происходить тогда, когда он будет к этому готов. Детская психика очень уязвима, не сформированы механизмы защиты. И то, что взрослый может фильтровать, ребенок пока фильтровать не способен. Даже вне порнографии и прочей «тяжелой артиллерии», страшноватый зомби может сильно напугать ребенка, вызвать в нем тревогу, сказываясь на многих проявлениях: поведении, сне, необъяснимых, казалось бы, страхах и пр. Вы же не кормите ребенка из мусорного ведра, так зачем такое «ведро» предлагать ему для ментальной пищи.
Советы родителям:
• До четырех лет (наглядно-действенное мышление) лучше не давать ребенку ни планшет, ни компьютер. Пусть играет с кубиками, куклами, машинками и прочими предметами. Обязательно — ролевые игры с созданием миров. Он должен практически знать, что разные миры бывают не только в компьютере.
• У подрастающего ребенка обязательно должны быть полноценные миры, кроме школы. Мир кружка, студии, дворовый мир, мир походов с родителями, мир общения с животными, мир семейных досугов и так далее. У компьютерной вселенной должны быть конкуренты.
• Первые шаги в Сети детям лучше делать вместе со взрослыми, которые на примерах расскажут о возможных опасностях.
• Сформулируйте, какую информацию можно публиковать в интернете, а какую нет (личные данные, домашний адрес, фотографии квартиры, новости о семейных покупках и т.д.) Часто эти данные являются «пособием для преступников».
• Объясните ребенку, почему не стоит делиться с посторонними личными данными и переходить по ссылкам от неизвестных людей, а также рассказывать о новых знакомых в Интернете.
• Научите ребенка критически относиться к информации, опубликованной в Интернете: здесь далеко не все и не всегда оказывается правдой.
• Возьмите за правило расспрашивать ребенка о том, как прошел его день в интернете. Пусть он делится своим онлайн-опытом. Так вы сможете обнаружить не до конца усвоенные темы и объяснить ему, что в Сети является нормальным и правильным, а что – нет.
• Личным примером показывайте малышу, что связаться со своими родными он может независимо от того, есть ли у него мобильный телефон или нет. Что любую жизненную задачу он может решить сам, не прибегая к технике, а общаясь с живыми людьми. И тогда гаджеты гармонично войдут в жизнь вашей семьи.