Home / Психология / Кое-что интересное об укреплении силы воли

Кое-что интересное об укреплении силы воли

укрепление силы волиКто мы все такие без силы воли? Жалкие существа, которые лежат на диване в обнимку с тортом и никак не могут выключить сериал. Именно сила воли двигает человека туда, где его не достанут увольнения, ожирение, похмелье и прочие несчастья. Умение заставить себя отказаться от соблазна, сделать наперекор сиюминутному желанию — часто именно то, что отличает успешного человека от остальных. И конечно, все мы думаем, что главное волевое усилие — это напрячься, стиснуть зубы и с такой физиономией выбросить наконец из карманов пончики и сигареты. Ты приготовилась изменить жизнь к лучшему? Собрала волю в кулак?

Между тем современная наука скажет тебе, что сжатые кулаки и строгий внутренний голос имеют к силе воли очень отдаленное отношение. А еще — что себя нужно беречь и холить. Именно для того, чтобы быть волевым человеком. Так-то!

Голова в ответе

Внутри автора этой статьи, например, живут два персонажа. Один очень умный, стремится к светлому будущему, отлично знает, как похудеть и что делать, дабы не краснеть за набранные впопыхах СМС. Другой же обычно мерзко пищит: “Ешь шоколад, бери мороженое, почитай “Фейсбук”, подумаешь, дедлайн”. Почему-то, когда они спорят, аргументов больше у первого, а слушаюсь я нет-нет да и второго — импульсивного. Но не мне одной бывает обидно за свою слабость. Мы все прекрасно знаем: не стоит тратить деньги, отложенные на ремонт. Однако, когда доходит до дела, что-то в префронтальной коре (а именно в ней, по уверениям нейробиолога из Стэнфордского университета по фамилии Сапольски, гнездится сила воли) не срабатывает, и ты оказываешься дома с шикарными золотыми туфлями, но без всякой надежды на перепланировку кухни. Поведенческий экономист Джордж Эйнсли назвал этот парадокс ограниченной рациональностью. Это значит, что мы умные ровно до тех пор, пока не приходится действовать. В основе большинства неудач самоконтроля кроется эта ограниченная, чтоб ее, рациональность.

Даешь слабину

Пока префронтальная кора заставляет тебя закрыть окошко с “солитером”, все в порядке. Но некоторые состояния могут поколебать ее способность убеждать. Когда ты не выспалась, устала, не вполне трезвая, попытки самоконтроля обречены на неудачу, как ни сжимай зубы. Более того, американский профессор Баба Шив путем бесчеловечных экспериментов доказал, что люди легче поддаются искушениям, когда отвлекаются. Например, студенты в два раза чаще выбирали себе на перекус кекс вместо фруктов, если пытались запомнить телефонный номер. Наверняка мудрый Баба Шив объяснил бы и тот нелепый случай, когда ты проснулась у своего бывшего, чем-нибудь вроде навязчивой рекламы по радио. Но мы и сами можем извлечь из его трудов крупицу пользы: для начала постараться не набирать СМС на фуршетах.
Особая опасность — стрессовые состояния. По данным Американской психологической ассоциации, в кризисные времена люди чаще используют стратегии, которые активируют в мозгу систему дофаминового подкрепления: едят, пьют, отправляются за покупками, смотрят телевизор, торчат в Сети и играют в видеоигры. И как ты понимаешь, это вовсе не те стратегии, которые выбрала бы твоя префронтальная кора, если б ей дали слово. Состояние стресса и самообладание — два разных режима организма, общее в них только одно — энергозатратность.

Железнорожденные

Дикое количество ситуаций ежедневно требует от тебя демонстрации силы воли. Мир кишит всевозможными соблазнами и развлечениями, а сам при этом ожидает от нас собранности и четкости действий. Здесь обрати внимание на дорожные знаки, тут внимательно выслушай лекцию и ответь на вопросы начальника, а сколько сил нужно, чтобы сказать своему стоматологу: “Здрасьте!” — вместо: “Жизнь — боль!”
Прекрасно, когда тебе удается держать в узде души невольные порывы, выполнять свои планы, копить на машину и смело смотреть в глаза коллегам после корпоратива. Но иногда такое совершенство выходит боком.
Келли Макгонигал, профессор Стэнфордского университета, пишет, что слишком обширное применение самоконтроля забирает ресурсы у иммунной системы. Однако не только ухудшение здоровья грозит людям со стальной волей.

Слабое место

В книге Келли Макгонигал “Сила воли. Как развить и укрепить” описаны некоторые ловушки, в которые попадают наивные борцы с собственными несовершенствами. Например, эффект нравственной поблажки. Суть в том, что, сделав что-то хорошее, мы склонны тут же разрешать себе что-то плохое. В качестве компенсации, очевидно.
А эффект ореола можно объяснить на таком примере: в чизбургере с салатом любители фастфуда видят меньше калорий, чем в одиноком чизбургере без гарнира. Листок салата как бы дает твоему мозгу добро на дальнейший разгуляй. А еще люди обычно верят в то, что они в будущем году станут гораздо лучше, чем в этом. Оптимизм не гнется, даже когда взгляд падает на покрытый вековой пылью тренажер, который ты купила, чтобы «заниматься со следующего месяца».

Рою Баумейстеру, психологу из Государственного университета Флориды, хватило терпения 15 лет исследовать вопросы самоконтроля. В лаборатории ученого люди держали руки в холодной воде, старались не отвлекаться на посторонние раздражители, отказывались от выпечки… С выжившими произошла странная штука: особо собранные люди оказывались истощены физически; те, кто контролировал эмоции, потом спускали всю зарплату на цыган; тот, кто смог отодвинуть в сторонку сладости, начинал орать на жену… Все это дало основание предполагать, что сила воли — конечный продукт. Что-то вроде твоего банковского счета. Зная, сколько там осталось, можно протянуть до зарплаты и даже что-то отложить, но, если расходовать направо и налево, есть шанс оказаться у разбитого ударом кулака корыта.

Невыразимое

сила волиНо допустим, ты все рассчитала верно и все идет по плану: зарядку делаешь, в работе совершенствуешься. А радости от этого никакой. Тут психолог Екатерина Одинцова с тревогой в голосе замечает: «Самоконтроль начинает мешать, когда в человеке просыпается неудовлетворенность своей жизнью, внутренним и внешним миром». Обернуться все может неврозом, выраженным в постоянном сдерживании себя, своих чувств и насущных потребностей, вроде спонтанного пения в подземном переходе. Не ослабив хватку, можно приехать к депрессии.

Истоки проблемы, как ты понимаешь, вовсе не в том, что с понедельника кто-то решил начать новую жизнь. Как обычно, тут замешаны детские годы и какой-то коварный родитель, который постоянно запрещал ребенку выражать себя и не удовлетворял эмоциональных нужд растущего организма.

Психологи хором настаивают, что твое благополучие зависит от удовлетворения внутренних позывов. Поэтому идея плотного контроля им вовсе не нравится. «Если силу воли рассматривать как отказ от потребностей, то человек тратит кучу психической энергии на удержание себя, и в итоге энергия заканчивается. Ограждать себя от тортика и самокрутки можно временно, но следует осознать, что тяга к сладостям и курению – внутренняя потребность. И тут самое важное – понять, почему я себя сдерживаю. Что кроется на самом деле за моей потребностью? Почему я себе в ней отказываю? Что со мной происходит, когда я переедаю, например? За этими вопросами стоит много бессознательных установок и конфликтов», — уверена Екатерина.

Ее коллега Анна Галахова добавляет, что железную силу воли лучше оставить дома, если ты планируешь наслаждаться спонтанностью, проживать жизнь во всей ее полноте, замечая и чувствуя радость каждого момента (да-да, внезапный секс с бывшим одноклассником тоже можно записать в полноту жизни). В общем, психологическая мысль сходится в том, что тотальный самоконтроль — это жизнь, лишенная удовольствий.

В вытесненных обстоятельствах

Вот в чем цимес: ты не сможешь удерживаться от соблазна, если избегаешь его или стараешься о нем героически не думать. Все твои потаенные страсти полезут наружу, и чем сильнее ты сжимаешь свое нутро, подстегивая себя мотиваторами для железных людей, тем скорее все это вылезет в неподходящем месте. Не веришь?

Британский исследователь Джеймс Эрскин опытным путем доказал, что вытеснение мыслей опасно. В его эксперименте женщины, которые старались не думать о сладком, вдруг начинали трескать шоколадки за обе щеки. Особый эффект был у худеющих. В том смысле, что на дегустации они разошлись сильнее прочих.

Действительно работает не вытеснение, а принятие. Ты честно признаешься себе, что хочешь шоколадку. Дальше начинаешь размышлять, как именно стала бы ее есть. Анализируешь, почему тебе ее захотелось: упал уровень глюкозы в крови? Нужно заесть сложную ситуацию? Не хватает радости или есть еще какая-то причина? И стараешься как-то жить с тем фактом, что тебе хочется делать нечто неправильное. Может, уговоришь себя поделиться с коллегами. Или просто будет достаточно фантик понюхать.

Когда психологи говорят про радость жизни, они имеют в виду принятие себя вместе со своими желаниями и внимание к ним. Ведь многие глупости совершаются на автопилоте, но стоит включить ручное управление и присмотреться к своим демонам, как полшага к тому, чтобы управлять ими, считай, сделано.

Инна Прибора

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.