Home / Психология / Психология общения / Подсластим пилюлю критики

Подсластим пилюлю критики

психология критики“Прежде чем сказать неприятные слова, окуни в мед кончик языка” — так гласит восточная поговорка. Вот еще несколько премудростей, как конструктивно и по-деловому поставить на вид и пожурить. А заодно и самой мыслить конструктивно, если критикуют тебя.

«Меняй интонации, чтобы разговор не был ни слишком суровым, ни слишком мягким».

Критика — это недовольство, возмущение и требование. Но если руководствоваться только этими эмоциями, то разбор ситуации будет выглядеть слишком резким и некрасивым, спровоцирует обиду или агрессию. Однако совет социальных психологов высказываться сдержанно тоже не вполне хорош. Такая критика воспринимается как проявление равнодушия и даже неприязни. Тон мягкий, добрый часто не приносит положительных результатов («Видимо, не так все серьезно и на замечание можно не обращать внимания»). Рецепт конструктивной критики таков: несколько жестких и суровых нот, капля иронии, немного мягкости и в заключение позитивное ожидание. Это обеспечит результат и сохранит (или даже улучшит) отношения.

«Критикуя, семь раз отмерь, один раз отрежь. Следи, чтобы не было семи пятниц на неделе. Говори только семь замечаний и жди семь дней, пока не сменится фаза Луны».

Когда критики слишком много, у того, кого критикуют, возникает к ней нездоровое привыкание. Замечания воспринимаются не как реакция на ошибку, а как часть характера или отношений, «Да, мой начальник (сотрудник) такой, ничего с этим не поделать».
Если критика становится обыденностью, она теряет смысл: у человека не возникает понимания, что именно надо исправлять. Без обсуждения возникших проблем не обойтись? Следует накопить несколько замечаний, выделить главные из них и обозначить реальные сроки для исправления ситуации. И не критиковать несколько человек сразу. Конфликтные отношения с одним человеком еще можно исправить, а когда все окружение считает тебя недовольной, неуравновешенной, недоброй, наладить связи почти невозможно.

«Заводи трудный разговор, когда человек бодр и активен»

Реакция на замечание может быть разной в зависимости от момента. Общеблагоприятным считается период с 10 до 16. В иное время наша нервная система не так сильна, и мы, чувствуя собственную уязвимость, относимся к происходящему более тревожно. Любой упрек, нарушение спокойствия и комфорта воспринимается гораздо острее: «Вот ведь язва, не знает, до чего еще докопаться, лучше бы своими проблемами занялась». О сути критики, скорее всего, никто даже думать не будет.

«Чем серьезнее ошибка и жестче критика, тем меньше должно быть очевидцев»

Любители устраивать публичные порки думают, что это вызывает еще большее чувство вины у проштрафившегося, заставляет его быстрее исправляться, устрашает коллектив и внушает уважение. На деле все совсем наоборот. Коллеги встают на сторону обиженного, оказывают ему поддержку из доброты и опасения самим оказаться в такой ситуации. Виновный же воспринимает разнос как несправедливое наказание, считает себя жертвой. Некоторые, чувствуя выгоду подобного положения, подсознательно стремятся сделать что-нибудь плохое. Например, постоянно опаздывают. Это кажется странным, ведь ясно, что взбучки не миновать.
Но человек хочет внимания к себе: будет что обсудить и можно отлынивать от работы («Так расстроен нагоняем, все из рук валится»). Зачем же исправлять ситуацию, которая приносит столько психологической пользы?!

«Можно назвать поступок глупым, но не стоит называть человека глупцом»

Сравни два суждения: “Отчет так неграмотно составлен, что его невозможно читать» и “Вы до того неграмотны, что невозможно ваши отчеты читать». Оба варианта критики суровые. Но первый позволит человеку сохранить лицо. Он снизит самооценку, вызовет чувство вины, но ровно в тех пределах, чтобы захотелось все исправить. Если критикуют поступок, конкретное дело, то у нас найдется оправдание («Да, поторопилась, не уточнила, уставшая была») и возникнет желание сделать работу над ошибками. Второй вариант бесперспективен. Он искажает отношения: когда нет возможности исправить мнение о себе, то и охота это делать пропадает.

«Вы меня не любите»

Некоторые люди тяжело переносят даже конструктивную критику. Либо они выросли в недостатке внимания, любви — слышать в свой адрес что-то неприятное им больно и во взрослом возрасте. Либо, наоборот, с пеленок считают себя звездами — замечания вызывают у них бурную реакцию и протест. Подобное отношение к критике мешает развиваться профессионально. Что поможет, если критикуют тебя?
Самоубеждение учит видеть суть критики, реагировать спокойнее (“Никто о тебе ничего плохого не сказал, не заводись. Речь шла только о конкретной претензии, это легко исправить”).
Позитивный настрой и самоподдержка. Людям, которые нас критикуют, мы должны быть благодарны, потому что они дают нам шанс стать лучше. (“Все к тебе хорошо относятся, вот и указывают на ошибки”).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.